"Развитие творческих способностей ребенка"
статья

консультация ждя родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей ребенка»

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Показатели творческих способностей дошкольников:

- открытость новым идеям, интерес к неизвестному;

-склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;

- умение выходить за рамки заданной другими ситуации;

- быстрота аналогий, ассоциаций;

- умение подойти к проблеме с разных точек зрения;

- умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;

- высокая познавательная активность, любознательность;

- умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;

- умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;

-способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное;

- развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);

- умение удивляться;

- способность прогнозировать, формулировать гипотезы.

Наличие в деятельности дошкольника большинства с обозначенных показателей свидетельствует о том, что его можно считать креативом.

Советы родителям по развитию творческих способностей детей

• Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.

• Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

• Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

• Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

• Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.

• Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант.

• Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом.

• Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

• Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца).

• Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.

• Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

• Используйте периодически творческие задания типа тестов Торренса.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Занимательные игры для развития творческого мышления.

1. Игра «Хорошо и плохо»

Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия это основа парадоксального мышления.

Дети обычно оценивают все в двух категориях хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра. 1. Осень, весна, лето, осень; 2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь; 3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать; 4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства; 5. Стекло, утюг, тарелка, нож.

Например. Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.

2. Игра «Противоположности»

Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.

Например: 1. Острый тупой (нож). 2. Злая добрая (собака). 3. Холодный горячий (холодильник, утюг). 4. Мелкое глубокое (озеро, море). 5. Грустный веселый (человек). 6. Сильный слабый (человек, животное, ветер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности

В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка"

Автором представлен материал для родителей о влиянии музыки на творческое развитие дошкольников....

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ПикассоПочему дети рисуют? – Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рис...

Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей ребенка...

«Проектный метод как средство развития творческих способностей ребенка»

АннотацияРодители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать,  насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принест...