Консультация для родителей по теме самообразования "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
консультация (младшая группа)

Богатырева Галина Васильевна

"Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_issledovatelskaya_d-t.docx301.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

http://mamomsk.ru/wp-content/uploads/2018/11/2-1.jpg

        Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега.  Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато–бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

        Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания.

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека.

        Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

        Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Взрослый зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Условия для поддержания интереса детей к экспериментированию.

Что нужно делать?

  1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
  2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
  3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
  4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать.
  5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
  6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
  7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
  8. Создавать ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

  1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
  2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
  3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
  4. Нельзя запрещать без объяснения.
  5. Нельзя критиковать и ругать ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помочь ему.
  6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Нельзя быть несправедливым к ребенку.
  7. Нельзя спешить делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
  8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Аппликация как вид развивающей деятельности дошкольника"

                                 Пояснительная записка Обществу необходимы люди, которые способны актив...

Консультация для родителей "Дидактические игры в изобразительной деятельности дошкольников"

Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приёмами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, линии, ф...

Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по - настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К. С. Станиславский...

Консультация для родителей по теме «Творческие игры для дошкольников по изобразительной деятельности»

Консультация для родителей по теме «Творческие игры для дошкольников по изобразительной деятельности» Что такое творчество и для чего нужно его развивать?Творчество – это:&ndash...

Консультации для родителей на тему:"Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника".

Консультации для родителей на тему:"Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника"....

Консультации для родителей на тему:"Роль театральной деятельности в развитии дошкольника".

Консультации для родителей на тему:"Роль театральной деятельности в развитии дошкольника"....