Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №113 Московского района Санкт-Петербурга.
Кейс-технология
Тема: «Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?»
Автор: Адучиева Татьяна Юрьевна
Воспитатель 1 мл. группы ГБДОУ №113
Санкт-Петербург 2018г
Краткое содержание:
- Адаптация. Степень адаптации ребенка в детском саду
- Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
- Как родителям помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в саду?
- Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша
- Решения проблемы
- Вывод
- Источники
Тяжелая степень.
Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.
Средняя степень.
Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.
Легкая степень.
Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.
Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду.
Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру). Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания. Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком, этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ищет маму. Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.
В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви (для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).
Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте по - чаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.
Средняя степень адаптации - это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет. Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.
Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки, хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется по - чаще вслух хвалить малыша за то, что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.
Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).
Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки. Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме). Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).
Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.
К.Мурашова, психолог.
1. Заранее договоритесь, что первые две недели ребенка в садик будет отводить не мама, а кто-нибудь другой из тех членов семьи, кто в норме уходит по утрам на работу. Расстаться с ним ребенку будет психологически куда легче. У ребенка нет соблазна заорать: «Пойдем обратно, я с тобой хочу!», а у мамы нет соблазна «забрать домой бедненького крошку». Постепенно ситуация, несомненно, войдет в колею.
2. Каждый день забирайте ребенка из садика в одно и то же время. Не поддавайтесь на провокации воспитателей: «Давайте его сначала на полчасика, потом на подольше, потом до прогулки, потом до обеда. Пусть привыкнет…» Ребенок еще мал, часов не понимает, всё время вынужден ждать: «Когда придут? Когда заберут?» А забирают-то всё позже и позже… Представьте себе, что кто-то из членов вашей семьи стал с каждым днем приходить с работы всё позже и позже, потом как-то задержался до поздней ночи… Какие у вас мысли возникнут? Правильно – самые нехорошие: рано или поздно не придет совсем! Вот и у ребенка возникают те же подозрения: рано или поздно оставят здесь навсегда! Вам это надо? Поэтому ребенку сообщают: ждать маму надо сразу после полдника (после обеда, прогулки и т.д.). Сегодня и завтра, и каждый день. Ребенку так спокойнее: до полдника он может спокойно играть, заниматься на развивающих занятиях и т.д.
3. Никогда не поддавайтесь на истерики ребенка и не отменяйте по их поводу похода в садик. Достаточно вам уступить один раз, и психологический стереотип может закрепиться. Ребенок будет орать просто «на всякий случай». Вдруг сработает? Если по обстоятельствам решено в садик сегодня не ходить, то инициатива должна исходить от вас, а не от ребенка.
Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша
Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом. Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку.
- Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости. Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря». Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.
- Неверный ежедневный распорядок. Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны. Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях, зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.
- Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим. Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой.
Комплексный подход к решению проблемы адаптации.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- Взаимодействие с родителями, которое желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад;
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения;
Вывод:
Несомненно, адаптация это процесс вхождения в новую среду и приспособление к его новым условиям. Этот период привыкания ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения – трудный период и для него самого, и для его семьи.
Условиями лёгкой адаптации детей к условиям ДОУ является учет индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего возраста, учет факторов, которые осложняют процесс адаптации, сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников, консультирование родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста.
Считаю, что для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Показателем того, что цель работы достигнута, является то, что:
- Ребенок охотно идет от матери к воспитателю
- Улыбается, радуется, когда видит воспитателя
- Успокаивается от общения с воспитателем.
Источники:
(http://3karapuzika.ru/adaptacija-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa);
http://www.partner-inform.de/partner/detail/2015/3/301/7299/idem-v-sadik;
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3494.html;
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/adaptatsiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".
Знак Знакомство ребёнка с миром, где он остаётся один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...
Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ
Информационный буклет для родителей вновь поступающих детей. Предлагаются советы по организации работы родителей с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста в период подготовки к поступлению в ...
«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»
Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....
Консультация для родителей: «Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?»
Даны рекомендации для родителей по прохождению адаптации детей, пришедших в ясельную группу. Описаны этапы адаптации....
Консультация для родителей "Как помочь ребенку адаптироваться к школе?"
Консультация для родителей...
Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?
Трудности адаптационного периода.Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?...
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ?
Консультация для родителей...