Родительское собрание "Развитие речи старших дошкольников " в форме семинара - практикума
консультация (старшая группа)
Повышение компитентности родителей воспитанников в вопросе развития речи детей постредством составления рассказов с использованием мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_razvivaem_rech_detey_starshaya_2.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей старшей
группы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития.
- Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей. Задачи.
- Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.
- Познакомить родителей с методом составления рассказа по картине с использованием мнемотаблицы.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование: Презентация «Организация работы по развитию речи детей в группе», Памятка для родителей «Составление рассказов и сочинение сказок» Предварительная работа: 1. Подготовка памятки 2. Презентация План проведения: 1. Вступительное слово педагога 2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи в группе.
3. Практикум. 4. Рефлексия.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече, тема которой «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной.
Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, через некоторое время ваши дети пойдут в первый класс. На что в первую очередь обращают внимание учителя: на речь ребенка, насколько богатым является его словарь, развит ли у него грамматический строй речи, то есть согласовывает ли он существительные с прилагательными, числительными; как строит он предложения, насколько эмоционально окрашена речь ребенка, умеет ли он рассуждать. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, речь детей – явление очень редкое.
Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка для нас с вами сегодня является развитие диалогической и монологической речи - чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса; использование словарного запаса его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сказок, сюжетно-ролевых игр и др.). Сегодня мы все чаще задумываемся, о том, как развита речь ребенка? Как ребенок объясняет свою точку зрения, отвечает ли на вопросы взрослого полным ответом, богата ли его речь, эмоционально ли она окрашена.
Большинство присутствующих, я думаю, беспокоит этот вопрос, а значит можно сказать, что это наша общая проблема. Поэтому теме развития речи детей и посвящена наша сегодняшняя встреча.
Я взяла на себя смелость и составила таблицу в которой разместила в одном столбике – желаемое, а в другом – действительное.
Речь должна быть: | Проблемы детей |
1.Грамотная 2.Понятная 3.Выразительная 4. Осмысленная 5. Богатая образными выражениями 6. Эмоционально окрашенная |
|
Это идеал, к которому хочется максимально приблизиться и считать себя полноправным знатоком и носителем речи. А на самом деле, получается совсем другое. Современные родители заменили общение с собственным ребенком на общение последнего с планшетом, телевизором. В современных семьях практически сведено к минимуму общение взрослого с ребенком посредством совместного чтения сказок, посещений театров и библиотек. Практически сведены на нет рассказывания сказок перед сном, сочинение и пересказ сказок в совместном проведении вечеров и досугов. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Что же получается, мы хотим, чтобы речь была…, а на самом деле результат нас не устраивает. Нужно что-то делать.
Для решения этой проблемы нужен комплексный подход (детский сад – семья)
В уголке для родителей мы размещаем консультации, помогающие развивать речь детей, игровые упражнения «Поиграем в слова», «Игры на кухне». Но этого мало, необходимо показать вам наглядно какова ситуация в группе.
Очень важно разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности в речи, тренирует память.
Разучивание скороговорок, чистоговорок способствует улучшению звукопроизношения.
Отгадывание загадок – учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление.
Для этого мы засняли несколько роликов с режимных моментов, индивидуальной работы, занятий с логопедом, самостоятельной игровой деятельности, которые касаются моментов речевого развития.
Ролик 1. Игра «Наоборот» - в этой игре формируется умение подбирать противоположные по смыслу слова, антонимы.
(родителям предлагается поиграть в эту игру)
Ролик 2. «Найди звук в слове»- развитие фонематического слуха и умения выделить заданный звук, произнести его отдельно от других звуков.
Ролик 3. «Игры в паре» развивают диалогическое общение, помогают ориентироваться в игре на партнера, аргументированно выражать свое согласие или несогласие с действиями партнера.
Ролик 4. «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.
Ролик 5. «Рассказывание сказки «Теремок» (взаимодействие с логопедом)
Ролик 6. «Что перепутал художник?» - выявление логических несовпадений, развитие речи и наблюдательности, развитие связной монологической речи.
Труднее всего ребенку дается рассказывание: составление творческих рассказов, составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказы.
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию несколько приемов, которые помогут составить рассказ по картине.
Познакомимся с Игрой «Подзорная труба» по методике Сидорчук Т.А.
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, колодец, дом, солнце, земля, небо, деревья, двор, дрова, цветы и т. д.)
Игра «Фотографирование»
Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что).
Игра «Вхождение в картину»
Воспитатель: -Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. (позволяет услышать звуки, запахи, почувствовать дуновение ветра)
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.
Проведение игры с приемом «Подзорная труба» с родителями становится составление рассказа по картине.
Попробуйте составить рассказ как от своего лица, так и от лица героя одного из персонажей картины.
Таким образом, с использованием методики Т.А. Сидорчук «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» у детей обогащается активный словарный запас, развивается творческое воображение, мышление, становится богаче монологическая и диалогическая речь, они более свободно чувствуют себя при составлении творческих рассказов. Ребята учатся правильно выражать свои чувства, видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака предмета, учатся строить образ, направлять свою фантазию, творческие возможности на решение поставленных задач.
В заключении хочется сказать, помните главное:
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребенком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме семинара – практикума: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Родительское собрание в форме семинара – практикума: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»....
Конспект родительского собрания в форме семинара-практикума "Шаги в сказочном мире"
Конспект родительского собрания показывает родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада. Раскрывает возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитанияю....
консультация для педагогов "Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)"
«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам...
Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)
Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».
Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...
Родительское собрание в форме семинара-практикума на тему «Подготовка к школе»
Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Приветствую вас н...
Родительское собрание в форме семинара – практикума на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников с ЗПР посредствам занимательных игр».
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими логическому развитию детей....