Воспитание творчеством
консультация
Знакомство ребенка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.
В своих рисунках, аппликации, лепке малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления, увиденное ими в мире, в котором они живут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tvorchestvom.doc | 714.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ
Знакомство ребенка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.
В своих рисунках, аппликации, лепке малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления, увиденное ими в мире, в котором они живут.
По себе знаем, как много нам не додали ни в семье, ни в детском саду, ни в школе, опустив в образовании такой важный раздел как «Изобразительное искусство». В связи с этим очень большое количество детей и взрослых равнодушно скользит глазами по картинам, не посещает выставки. Конечно, большинство из нас не профессионалы-искусствоведы и не смогут в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных, к примеру, картин, композиционное построение, свет и тени, подбор красок и многое другое. Но как важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и рассматривать их вместе с ребенком. Ведь изобразительное искусство приучает малыша мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия творчества других, а также побуждают к творчеству самого ребенка и к восприятию и осознанию им своего творчества.
Часто у художников-дошколят не хватает еще опыта, умений для того, чтобы изобразить увиденное. Взрослым кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что «каляки-маляки» не несут развивающего и воспитательного эффекта для ребенка. Но ведь воспитать у ребенка творческий подход к изображению - это первоначально воспитать в нем чувство любви и интереса изображать что-либо. «Каляки-маляки», кстати способствующие развитию мелкой моторики, учат ребенка показывать в своих первых детских работах свое отношение к окружающим предметам и явлениям. А опыт правильного, понятного окружающим изображения приходит к малышу в том случае, когда взрослые, родители и педагоги, вместе с ребенком еще и еще раз внимательно рассмотрят предметы, явления окружающие нас, их особенности. Однако, такого вида помощь малышу не должна быть навязчива, а советы — категорическими. В противном случае это лишает дошкольника самостоятельности, к которой он стремится.
Большинство родителей достаточно внимательно и серьезно относятся к детскому творчеству, понимая какие воспитательные возможности оно предоставляет. Ведь благодаря детскому творчеству мы, взрослые, можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами, и таким образом лучше понять и узнать ребенка, понять его проблемы, страхи, радости, настроение. Ведь даже психологи судят о душевном состоянии человека по подбору красок. Воспитывая у детей умения эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства, умение видеть в цвете, форме, линии эстетическое отражение окружающего мира художником-профессионалом, взрослый тем самым способствует формированию у дошкольника изобразительной грамотности, которая в свою очередь помогает юному художнику творить. Но для творческой деятельности еще необходимо и условия, такие как «творческий уголок», в котором ребенку было бы комфортно, где бы ребенок мог выбрать себе «орудие труда» в зависимости от того, что он хочет изобразить.
Одновременно необходимо воспитывать у ребят умение бережно и внимательно относиться к собственному творчеству и уважительно к творчеству других. Для этого необходимо чаще вместе с юными художниками рассматривать их рисунки, поделки, обсуждать их, по возможности не скупиться на похвалу, при необходимости дать полезный совет или задать вопрос по поводу выбранных тем, сюжетов. Все это способствует формированию адекватной самооценке у дошкольников, воспитывает умение отстоять свою точку зрения и уважать мнение других.
Вместе с тем не стоит слишком бурно восхищаться «шедевром» своего чада, захваливать его, пророчить ему карьеру замечательного художника. Развитое таким образом у малыша ощущение собственной избранности, исключительности развивает со временем в характере ребенка заносчивость, пренебрежение к другим детям, к людям вообще. Лучше постараться, чтобы увлечение ребенка творчеством служило добру. Для этого при всяком удобном случае необходимо посоветовать малышу, подарить его рисунок, поделку другу или близкому человеку. Но ни в коем случае не настаивать на этом.
Бывают и такие моменты, когда ребенок вдруг «бросил» незаконченную работу (он устал, ему надоело). Необходимо понять истинную причину. Возможно маленький художник просто раздражен неудачей. В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить ее. Таким образом у малыша воспитывается такое качество как терпение, серьезное отношение ко всякого рода труду. А для того, чтобы увлечь ребенка творчеством можно предложить ему апробировать нетрадиционные техники изображения, например: кляксография, монотипия, рисование ладошкой, оттиски различными фактурами, тычкование и многое другое. Это развивает воображение, умение видеть образ, воспитывает интерес к изодеятельности, ставит ребенка в позицию маленького экспериментатора в творчестве.
Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь дошкольников должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой. Мозг ребенка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача взрослого провести отбор этой информации, не дать малышу пересытиться.
Каждый увиденный по телевизору мультфильм, прочитанная сказка, просмотренный детский спектакль следует обсудить с ребенком, расспросить о героях произведения, пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя. Таким образом, мы приучаем детей к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум.
Родителям необходимо стремиться учить малышей чувствовать прекрасное, приобщать их к природе, знакомить с достопримечательностями родного города, рассказывать о замечательных людях, живущих на нашей Земле. Это расширяет кругозор детей, учит их видеть и слышать глубже, учит творчески относиться к тому миру, в котором они живут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание творчества в подвижных играх и физических упражнениях"
Подвижные игры и физические упражнения составляют основу физической культуры дошкольника. Они всегда являются творческой деятельностью, так как в них проявляется естественная потребность ребёнка в дви...
"Воспитание творчеством" - консультация для родителей
"Воспитание творчеством" - Творчество ребёнка и отношение родителей к его творчеству как важный элемент воспитания культуры чувств ребёнка, культуры его мыслей и восприятия окружающего мира....
"Воспитание творчеством"
Консультация для родителей...
Игра – как средство воспитания творчеством
Игра – как средство воспитания творчеством...
Воспитание творчеством
О воспитании творчества у детей через ручной труд...
ДОКЛАД ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТВОРЧЕСТВО С.Я. МАРШАКА»
О творчестве С.Я Маршака в ДОУ....