Самообслуживание в жизни ребенка
консультация (старшая группа)
Данная консультация поможет родителям в формировании у детей навыков самообслуживания, в развитии самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobsluzhivanie_2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообслуживание в жизни ребенка
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно
В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.
Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.
Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.
Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.
Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.
Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.
Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.
Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.
Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.
Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.
Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.
Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, развивает инициативность, деловитость.
Используемая литература:
1. Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад». Журнал «Дошкольное воспитание» №4 -1998г. стр.2
2. «Ребенок пошел в детский сад». Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г.
3. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.
4. Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г.
5. Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие / А. С. Макаренко - М. : Педагогика, 1981.
6. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. - М. 2004 г.
7. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» Москва «ВАКО» 2011г.
Самообслуживание в жизни ребенка
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Самостоятельность воспитывается с детства. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности.
«Я – сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормят его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать всё за него. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый всё сделает быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на самообслуживание ребёнка.
Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу «Я - сам » не следует отвечать « мне некогда», лучше дать ему возможность использовать силы. Конечно, малыш не сразу, а с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Труднее всего необходимо создать для него условия.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании.
В одевании: вешалка для верхней одежды, соответствующая росту, индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков); постоянное место рубашки, пижамы.
Место, для одевания одежды (легко застёгивающие пуговицы, шнурки для обуви с твердыми наконечниками.
Достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах;
Соответствующий голове ребёнка размер ворота, удобные застёжки на платьях, кофтах).
При умывании: устойчивая подставка под ноги, постоянное и удобное место для зубной щётки, пасты при покупке этих вещей нужно позаботиться об их внешнем виде: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма); отдельная мыльница с мылом, удобное место для полотенца,
(детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцем других членов семьи).
Если в семье несколько детей, то подбираются разные по цвету полотенца).
При приёме пищи: стул в соответствии со столом
(под ноги нужно сделать подставку), необходимого размера столовый прибор, тарелка, чашка, вилка, ложка, на доступном расстоянии, хлебница с хлебом, нарезанным ломтиками, пользоваться салфеткой.
Что дети должны научиться делать самостоятельно:
- мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, вешать его не отведенное место;
- одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду снимать, одевать, складывать, вещать, вывертывать на лицевую сторону, застегивать и расстегивать пуговицы, застегивать сандалии;
- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять или обращаться за помощью к взрослым;
- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая с закрытым ртом;
- правильно пользоваться ложкой, вилкой.
-убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим; развивает инициативность, деловитость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообслуживание в жизни ребенка 2- 3 лет
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости....
Родительское собрание на тему "Самообслуживание в жизни ребенка"
Рассказать родителям о самостоятельности и самообслуживании детей 4 лет. Предложить родителям ситуации для анализа...
Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».
Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка»....
Консультация для родителей "Самообслуживание в жизни ребенка"
Способность к самообслуживанию- важнейшая и неотъемлемая часть жизни любого полноценно развивающегося человека. Она закладывается на самом старте жизни нашими родителями и плоды их труда позже о...
Консультация для родителей: « Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет»
Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителя...
"Самообслуживание в жизни ребенка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12196716","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...
Самообслуживание в жизни ребенка
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную...