Самообслуживание в жизни ребенка
материал на тему

Матына Наталья

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Самообслуживание в жизни ребенка»

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

План проведения:

  1. Выступление психолога на тему «Агрессивность у детей 3-4 лет».
  2. Выступление воспитателя по теме: «Самообслуживание в жизни ребенка»
  3. Выступление воспитателя по теме «Информация о пополнении развивающей среды в группе «Росинка».
  4. Разное.

Ход собрания.

-Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на очередное родительское собрание. Мы продолжаем  путешествовать по страницам книги, которая называется «Мир детства». Благодаря вашему активному участию в жизни группы и детского сада эта книга  пополняется с каждым годом новыми страницами. И сегодня мы открываем следующую страницу  книги, которая называется «Самообслуживание в жизни ребенка». Прежде, чем перейти к теме родительского собрания для вас выступит психолог.

Слово предоставляется психологу, который расскажет об агрессивности детей 3-4 лет.

2. Выступление воспитателя по теме « Самообслуживание в жизни ребенка».

- Мы предлагаем вам сегодня вместе с нами вспомнить, что такое самостоятельность и самообслуживание для детей 4 лет. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.  Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой. И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок   трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно, но еще продолжает осваивать навыки самообслуживания. Ребёнок же  4 лет широко использует уже усвоенные навыки, начинает оценивать свои личностные качества. Он способен ставить перед собой цель и пытаться ее реализовать. У него появляется чувство ответственности за порученное дело, осознание своей значимости. В этом возрасте совершенствуются навыки, ранее полученные детьми. И главное нам с вами этот период развития не просмотреть.

С первых  дней пребывания детей в детском саду мы  старались  понять ваше отношение  к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей их раздражает. Что же делать?

 Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?». Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми и ждите, пока ребенок сам выполнит какое-либо действие.

 Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.

В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и  здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища.

Поведение ребят часто не совпадает с имеющимися у них представлениями, и можно частенько заметить, что они трудятся формально. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал. И не забывайте, пожалуйста, о систематическом контроле за действиями ребенка, который, в сочетании с положительным примером или напоминанием даст особенно положительный эффект.

 -  Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь  и.т.д.

 - Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте и мы сейчас разберем на примерах.

«Ситуации для анализа». (участники-родители).

Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?

1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? (показ)

2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает.

Вопрос: Ваши действия? (показ)

3) Трехлетний Илюшас  усердием надевает колготы. Трудное занятие!Наконец- то после долгих усилий  колготы почти надеты, но …наизнанку.Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мама строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»

Вопросы:   Правильно ли поступила мама?

                    Бывают ли подобные ситуации у вас?

                    Как вы выходите из них?

Чтобы вы посоветовали  маме?

Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (н-р убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввидутот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. эти оплошности происходят не преднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

 В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну, а вы продолжайте:

«Чтобы мой ребенок  мог  стать самостоятельным, я…»

 3.выступление воспитателя по теме «Информация о пополнении развивающей среды в группе».

4. Разное

Вот и подошла к концу наша встреча. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими  мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. И закончить мне хотелось бы такими словами:  Вместе мы многое сможем! Спасибо за сотрудничество.


Родительское собрание

 «Развитие речи детей в 1 младшей группе»

(выступление воспитателя)

Цель:познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го года           жизни.

“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания,  всякое же знание действует воспитательно.”

                                                                                                              Л.Н. Толстой        

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

       На  третьем  году  жизни  в  развитии  речи  детей  происходят  значительные  усложнения:  они  овладевают  грамматическим  строем  речи,  способны  легко  усваивать  многие  звуки  и  закреплять  их  в  произношении  собственной  речи.  Понимание  речи  взрослых  становится    качественно  новыми: ребёнок  начинает  прислушиваться  к  тому,  о  чём  говорят  между  собой     взрослые,  ему  нравится  слушать  сказки,  стихи,  рассказы.

        Многие  дети  в  этом  возрасте  приходят  в  дошкольные  образовательные    учреждения. Теперь  родители  вместе  с  воспитателями  помогают  ребёнку  овладевать  речевыми  навыками:

-   способствуют  пониманию обращенной  речи,  расширяют  пассивный  словарь;

-  способствуют  развитию  активной   речи,  расширяют  активный  словарь;

-  Формируют  грамматический  строй  речи,  учат связной  речи;

-  формируют  интонационную  выразительность  речи: учат  говорить  в  определённом  темпе,      регулировать  громкость  и   силу  голоса;

-   учат  правильному  произношению  звуков  речи.

     Словарный  запас  ребёнка  2 – 2,5  лет  составляет  в   среднем  250 – 280  слов. К  3 – м  годам  он   увеличивается в  3 – 3,5  раза.  Чтобы  словарный  запас  возрастал,  необходимо   вызывать  у  детей  потребность  в  речевом  общении, как  в  детском  саду,  так  и   в  семье,  побуждать  обращаться  к  взрослым  с  просьбой  или  вопросами. Сами  взрослые  в  разговоре  должны  употреблять  все  части  речи,  усложнять  грамматическую  форму  высказываний,  давая  образец  для  подражания.

      С  раннего  возраста  ребёнок  откликается  на  потешки,  приговорки,  попевки.  Роль  этих  малых  фольклорных  форм  трудно  переоценить:  вслушиваясь  в  слова  потешек,  их   ритм,  малыш  играет  в  ладошки,  притопывает,  приплясывает,  двигается  в  такт произносимому   тексту.  Это  не  только  забавляет,  радует  ребёнка,  но  и  организовывает  его  поведение.  

        Малые  формы  фольклора  являются  первыми  художественными   произведениями,  которые   слышит  ребёнок.  И  мы,   взрослые,  общаясь  с  детьми  раннего   возраста,  должны   держать  в  памяти  большой  запас  песенок,  потешек,  прибауток,  игры  детей  со  своими   пальчиками.  Дети  с  удовольствием  перебирают  ими:

Этот  пальчик – дедушка,

Этот  пальчик  -  бабушка ,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик  -  мамочка,

Этот  пальчик  наш  малыш,  

А зовут  его  - Санечка.    

         И  тактично,  с  чувством  меры,  включать  их  в  повседневный  разговор  с   детьми.  

      Особенно  эффективно  использовать  малые  фольклорные  формы  во  время   привыкания  ребёнка  к  новым  условиям.   С  помощью  народных  песенок,  потешек  можно  воспитывать  у  детей  положительное  отношение  к  режимным  моментам:

При умывании:  

                                      Водичка, водичка,

 Умой  моё  личико,

Чтобы  глазоньки  блестели,

 Чтобы  щёчки  краснели,

 Чтоб  смеялся  роток,

Чтоб  кусался  зубок.

При  причёсывании:

                                      Расти  коса  до  пояса,

                                      Не  вырони  ни  волоса.

                                      Расти  косынька  до  пят,

                                      Все  волосыньки  в  ряд.

                                      Расти,  коса,  не  путайся,

                                      Дочка.  Маму  слушайся.

Во   время   приёма  пищи:

                                      Умница  Катенька,  ешь  кашку  сладеньку,

                                     Вкусную, пушистую, мягкую,  душистую.

При  одевании  на  прогулку:

                                      Вот  они  сапожки:

                                      Этот  с  левой  ножки,

                                      Этот  с  правой  ножки.

                                      Если  дождик  пойдёт,

                                      Наденем  галожки:

                                      Этот  с  левой  ножки,

                                       Этот  с  правой  ножки.

                                      Вот  так  хорошо!

При  укладывании  спать:

                                     Вот  и  люди  спят,

                                     Вот  и  звери  спят!

Птицы  спят  на  веточках,

 Лисы  спят  на  горочках.

 Утки – на  муравушке.

                                     Детки  все  по  люлечкам

Спят,  поспят,  всему  миру  спать   велят.

             Чтение  народных  песенок,  потешек,  сопровождаемое  показом  наглядного  материала,  более  глубоко  воздействует  на  чувства  ребёнка,  способствует  запоминанию  текста.

             Одну  и  туже  потешку  можно  обыгрывать  разными  способами:  сопровождать  чтение  действием  с  игрушкой,  куклой,  использовать  пальчиковый  театр,  шапочку  различных  героев.

             Знакомство  с  народным  творчеством  расширяет  кругозор ,  развивает  и  обогащает  речь  детей,  формирует  отношения  к  окружающему   миру.  Задача  взрослых  -  помочь  им  в  этом

     - А так же не стоит, и забывать о чтении книг. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

    - Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.  

Успехов вам, уважаемые родители, в таком полезном и интереснейшем занятии как приобщении малыша к книге!

Спасибо за внимание!


Родительское собрание

Тема: Адаптация детей раннего возраста.

Цели:  

 1. Познакомить родителей с понятием «адаптация», «адаптационный   период».

 2.   Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.

3. Заинтересовать проблемой.

 4. Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.                            

План проведения:

  1. Адаптация ребенка к дошкольному коллективу.
  2. Выступление психолога на тему «Психологические особенности детей от 2 до 3 лет».
  3. Формирование навыков самостоятельности и самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.
  4. Видео- презентация «Мы вместе».
  5. Разное.

Ход собрания.

-Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Мы предлагаем вам сегодня вместе с нами отправиться в путешествие по некоторым страницам книги, которая называется «Мир детства». Благодаря вашему активному участию в жизни группы и детского сада эта книга будет пополняться с каждым годом новыми страницами. И сегодня мы откроем 1 часть книги, которая называется «Маленькая страна».

1.Но прежде чем отправимся в путешествие, мы с вами поговорим, и в этом нам поможет «Волшебный микрофон». Сейчас тот у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», или «Адаптационный период» (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме).

2. 1 страница «Адаптация» об этом подробнее нам расскажет Матына Н.К..

(адаптация ребенка к дошкольному коллективу)

3. предоставляем слово психологу  Поповой Светлане Вячеславовне она расскажет о психологических особенностях детей 2-3 лет

4. И так мы продолжаем наше путешествие 3 страница книги «Самостоятельность и самообслуживание»

- Уважаемые родители, как вы думаете, нужно ли предоставлять маленькому ребенку самостоятельность? (ответы родителей)

- Конечно, нужно, стремясь, сделать все за ребенка мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей к 3 годам возрастает потребность к самостоятельности, у них появляется желание самоутвердиться. Подавлять инициативу ребенка нельзя это может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

- Предлагаем вам Блиц- опрос Могут ли малыши выполнять следующие действия:

1). Мыть руки, засучив рукава не разбрызгивая воду, пользоваться мылом и полотенцем.

2). Замечать не порядок в одежде, одеваться и раздеваться.

3). Своевременно пользоваться носовым платком.

4). Есть пищу, хорошо пережевывая, с закрытым ртом, пить из чашки.

5). Во время приема пищи есть аккуратно и после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить.

- Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например ( Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь.)

-Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям. Необходимым в в процессе одевания, умывания, приема пищи, трудолюбия.

- Формируя, у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?

Ситуации для анализа:

а)  Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему одеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.  Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?

б) Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.  Вопрос: Ваши действия?

 в) Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.  Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?

- В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.

5. Вот мы постепенно подошли к заключительной странице нашей книги. И предлагаем вашему вниманию слайд- шоу под название «Мы вместе».

Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить мне хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем».


Родительское собрание

Тема: «Круглый стол в семейном кругу»

Цели: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-х лет;

 расширение контакта между педагогами и родителями

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3- 4 лет; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

Форма проведениябеседа за круглым столом

Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты.

План проведения

  1. Вступительная часть.
  2. Поздравление родителей с началом учебного года.
  3. Выборы нового состава родительского комитета.
  4. Психологические особенности 3- 4 лет.
  5. Выступление узких специалистов.
  6.   Коротко о разном.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

  1. Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в жизни группы и детского сада
  2. Приглашение узких специалистов.
  3. Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).
  4. Разработка проекта решения родительского собрания.
  5. Оформление приглашения:

Организационный этап

Упражнение  «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

- Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Объедините это понятие одним словом и запишите на “лепестке ромашки”.

(После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску, и получается “ромашка”)

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене, плакат с темой собрания.

Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.

I. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым деткам исполнилось три - четыре года, они перешли во вторую младшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель под музыку пускает по кругу «волшебный микрофон». У кого микрофон останется в руках тот произносит пожелание

 (Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.)

II. Поздравление родителей с началом учебного года.

Вручение благодарственных писем

Родителям вручают благодарственные письма за активное участи в жизни детского сада и группы, а также родителей, которые принимали участие в конкурсах МАДОУ.

Воспитатель.  Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

III. Выборы нового состава родительского комитета.

1.Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

2.Следует коротко напомнить родителям о его функциях.

3.Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативная группа может иметь те же задачи и права, что и родительский комитет. Изменятся лишь организация и содержание работы инициативной группы.

4.Выборы родительского комитета:

5.председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет МАДОУ или Совет МАДОУ);

6.заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);

7.секретарь родительского собрания;

8.группа родителей, отвечающая за осуществление мероприятий по укреплению материально-технической и наглядно - дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

9.сектор внимания (ответственный за приобретение подарки
для именинников, на Новый год, организацию «сладких вечеров» и т. п.);

10.спортивный сектор (проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников);

11.культурно-массовый сектор (привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками вне развивающих занятий, а также во время каникул);

12.связи с общественностью (развитие и укрепление связей родителей воспитанников с педагогическим коллективом МАДОУ и другими организациями культуры, образования и спорта);

13.редколлегия;

14.казначей.

Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь — на каждом родительском собрании из числа присутствующих.

ВыводВ любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу.

IV. Кризис трех лет

Дети очень изменились, стали взрослее, самостоятельнее. Какие они, наши трёхлетки? Психологическая характеристика детей трёх лет. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

  Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. В разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу года речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, конструирование, рисование.

  К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

А теперь предлагаем Вам обсудить итоги анкетирования. Дети с удовольствием посещают детский сад, они делятся с Вами своими впечатлениями. Поддерживайте их, проявляйте искреннееучастие в беседах. Только тогда дети будут продолжать доверять Вам. Вы указываете, что испытываете затруднения в воспитании, это естественно. Сфера человеческих взаимоотношений, вероятно, одна из труднейших в мире. Есть решение многих проблем. Необходимо не замыкаться в себе, а искать помощи у специалистов. Самое главное, что Вы должны усвоить: быть последовательными, проявлять друг к другу в семье заботу и уважение.  И обязательное условие –   единство требований, т.е. надо придерживаться со всеми членами семьи одной линии воспитания. С детьми стало интересней общаться. Но, вместе с тем, появилось и множество новых проблем. Это обусловлено, как было сказано выше, очередным кризисом: кризисом 3-х лет. У детей кризис, а как быть нам? Как вести себя? Что делать?

Как бороться с истерикой,   или Кризис трёхлеток.

Первый  возрастной кризис малыши переживают в три года. Прежде послушный ребёнок вдруг становится деспотом, злюкой и врединой. Он требует, чтобы его желания исполнялись немедленно, и не успокаивается, пока слезами и криками не достигнет желаемого.

«Это всё твоё воспитание, - упрекают друг друга родители. – Надо было строже наказывать». Поверьте, наказания тут ни при чём. Если малыш готов без остановки визжать и кидать в вас игрушки и другие, менее безобидные предметы, применение физических мер воздействия только ухудшит ситуацию.

Но родители не должны терять голову. Отключите свои эмоции, посмотрите на ситуацию глазами постороннего человека, и вы почувствуете, что гнев постепенно вас оставляет. Возможно,  сын или дочь в этот момент покажутся вам просто смешными. Не старайтесь себя сдержать – смейтесь! Хотя самое лучшее будет оставить ребёнка одного. Просто выйдете из комнаты. Вот увидите, лишённый зрителей капризуля скоро сам замолчит. Тогда-то и постарайтесь спокойно поговорить с малышом, переключив его внимание на какой-то другой предмет. Предложите вместе помыть посуду, покормить рыбок, порисовать. Как будто не было никакой истерики.

Как строить нормальные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Как избегать конфликтов? Сегодня Вы познакомитесь  с некоторыми позициями выстраивания отношений с детьми.

Ситуации «Чувства ребёнка» (чувства нужно определить и назвать).

Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Старший сын маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

«Сегодня, когда мы уходили на прогулку, Петя выбил у меня корзинку для игрушек и из неё всё высыпалось».

Ситуации «Чувства родителей» (нужно определить свои возможные переживания).

Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.

    Итак: 1 этап разрешения ситуации – определить свои чувства или чувства ребёнка.

За ним последует 2 этап: «Я-сообщение». Что это такое? Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы не хотела» и т. п., то есть не обвиняя и не критикуя (в отличие от «Ты-сообщения»): «Ты это сделал (разбил, намусорил)». В ответ на «Ты-сообщение» ребенок обижается, защищается, дерзит, поэтому их желательно избегать.

«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать взрослого. Нередко мы закрываемся от них броней «авторитета» во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать! В ответ на нашу открытость и искренность они тоже начинают понимать: взрослые им доверяют, им тоже можно доверять. Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Следует избегать ошибки: начав фразу с «Я-сообщения», не заканчивать ее «Ты-сообщением»: «Мне не нравится, что тытакаянеряха». Можно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова: «Меня раздражает, когда дети хнычут».

Теперь рассмотрим ситуации. Вам необходимо выбрать из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1.Вы в который раз зовете дочь обедать. Она отвечает «сейчас» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.  Ваши слова:

Да сколько же раз тебе надо говорить!

Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

Меня сердит, когда ты не слушаешься.

        Ситуация 2.

У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает.              Ваши слова:

Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

Не мешай разговаривать.

Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

        Ситуация 3. Вы приходите домой уставшая. У вашего сына друзья, игры и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды. («Хоть бы обо мне подумал»)

Ваши слова:

Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?

Уберите за собой посуду.

Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и застаю дома беспорядок.

2 Консультация для родителей: «Мой ребенок не хочет ходить в детский сад". (Приложение 4)

 Если вопрос о необходимости отдать ребенка в детский сад, решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш станет самостоятельным. 
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? На каждые сто детей приходится два-три случая длительной и полной дезадаптации детей к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой. 
Ребенок отказывается ходить в детский сад, а значит, появляются истерики, капризы, нытье по выходным, а иногда и соматические расстройства - повышения температуры, боли в животе, обострение хронических заболеваний. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала идут в ход просьбы и рассказы о том, как плохо в садике, если это не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они - остается одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей остаются прежними, и они вновь собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив. Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. 
Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада о необходимости Вашего пребывания в саду. Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без Вашей поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом Вы станете совершенно спокойно оставлять ребенка в детском саду. 
Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая вопли своего ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, сократить время пребывания в детском саду до двух-трех часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для Вас, ребенка, и персонала детского сада. 
Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в детский сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Если Вы не станете бояться разлуки с ребенком, то, скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к Вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

1.        Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки), об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

2.        Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.  Им выдается памятка «Правила для родителей» 

Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)

Решение родительского собрания:

  1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.30.
  2. Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф.И.О.).
  3. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
    (Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны).
  1. Принять к исполнению правила для родителей.
  2. Заполнить анкету для родителей и анкету семьи.
  3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые ______________________________________________________________________

(имена, отчества родителей).

     Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.

      Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

  1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?

а)        да;

б)        нет (почему?).__________________________________________________________________

  1. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?

__________________________________________________________________________________

  1. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?______________________________________
  2. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.

__________________________________________________________________________________

  1. Какую помощь можете оказать в их подготовке?______________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?

__________________________________________________________________________________

  1. Какая Вам необходима помощь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши вопросы и предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________

Приложение 2.

Анкета семьи

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  1. Дата рождения ребенка.
  1. Количество детей в семье.
  2. Сведения о маме:

а) фамилия, имя, отчество;

б) образование (высшее, среднее и др.);

в) место работы, должность, рабочий телефон;

г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.

5.  Сведения о папе:

а) фамилия, имя, отчество;

б) образование (высшее, среднее и др.);

в) место работы, должность, рабочий телефон;

г)  увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.

  1. Адрес, по которому проживает семья.
  2. Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.
  3. Жилищные условия.
  4. Средний финансовый доход семьи.
  5. Особые сведения о ребенке (физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности   мочеполовой системы и т. д.).
  6. Домашний телефон (другие контактные телефоны).

Приложение 3.

Правила для родителей

  1. Приводите ребенка в детский сад: до 8.30;
  • в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;
  • Здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
  1.  Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
  1.  Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка, в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания по телефону.
  1.  После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
  1.  Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Напишите заявление на имя директора МОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.
  1.  Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору МАДОУ.
  1.  Вносите плату за содержание ребенка в МАДОУ не позднее 15-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
  1.  Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

Не рекомендуется:

  • приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.

Запрещается:

  • приходить в детский сад в нетрезвом виде;
  • курить на территории детского сада;
  • приводить животных.

Приложение 4

Выступление психолога.

Консультация для родителей: «Мой ребенок не хочет ходить в детский сад".

 Если вопрос о необходимости отдать ребенка в детский сад, решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш станет самостоятельным. 
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? На каждые сто детей приходится два-три случая длительной и полной дезадаптации детей к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой. 
Ребенок отказывается ходить в детский сад, а значит, появляются истерики, капризы, нытье по выходным, а иногда и соматические расстройства - повышения температуры, боли в животе, обострение хронических заболеваний. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала идут в ход просьбы и рассказы о том, как плохо в садике, если это не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они - остается одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей остаются прежними и они вновь собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив. 
Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. 
Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада о необходимости Вашего пребывания в саду. Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без Вашей поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом Вы станете совершенно спокойно оставлять ребенка в детском саду. 
Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая вопли своего ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, сократить время пребывания в детском саду до двух-трех часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для Вас, ребенка, и персонала детского сада. 
Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в детский сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Если Вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к Вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообслуживание в жизни ребенка 2- 3 лет

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости....

Родительское собрание на тему "Самообслуживание в жизни ребенка"

Рассказать родителям о самостоятельности и самообслуживании детей 4 лет. Предложить родителям ситуации для анализа...

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка»....

Консультация для родителей "Самообслуживание в жизни ребенка"

Способность к самообслуживанию- важнейшая и неотъемлемая часть жизни любого полноценно развивающегося человека. Она закладывается на самом старте жизни нашими родителями и плоды их труда  позже о...

Консультация для родителей: « Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет»

Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителя...

"Самообслуживание в жизни ребенка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12196716","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...

Консультация для родителей: «Самообслуживание в жизни ребенка 2 – 3 лет»

Консультация для родителей:«Самообслуживание в жизни ребенка 2 – 3 лет»...