Консультация "Развитие читательского интереса дошкольников"
консультация
Консультация "Развитие читательского интереса у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Развитие читательского интереса дошкольников" | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательского интереса дошкольника
Детская книга пишется для воспитания,
а воспитание – велико дело:
«им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Проблема приобщения детей к книгам в последнее время стоит очень остро. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютеры и т.п., привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Это прослеживается даже в дошкольном возрасте – возрасте слушателей.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям дошкольного возраста.
Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство всех жанров литературы. Это позволяет, с одной стороны, развивать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Первыми в жизни ребенка должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор (считалки, заклички, небылицы, потешки, скороговорки), малые фольклорные жанры (загадки), народная сказка о животных. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Следующим этапом может стать народная волшебная сказка. Она знакомит своего слушателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, и с самой художественной культурой сказки.
Следом за волшебными, вводятся бытовые сказки. В бытовой сказке герой оказывается в ситуациях, требующих от него смекалки и хитрости. Данные сказки помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения.
Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущим ей сопереживанием, мысленным содействием героям произведения. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.
Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.
Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.
Привитие читательского интереса – одна из главных задач педагога и родителей. Для ее решения широко используются различные приемы и методы работы с художественным произведением.
В данной работе особая роль отводится беседам по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, почему? Такие беседы помогают понять отношение ребенка к прочитанному, осознать идею произведения.
С большим интересом дошкольники выполняют зарисовки и иллюстрации. Эти задания будят мысль детей, развивают их творческое воображение.
Детям дошкольного возраста нравится инсценировать литературные произведения. Игрушки, декорации и костюмы являются неотъемлемыми предметами театрализованных игр. Инсценировки служат развитию актерских способностей детей, помогают их самовыражению и развитию коммуникативных способностей.
Ребенок дошкольного возраста затрудняется в определении главной идеи произведения и его пересказе. Он старается подробно пересказать весь текст, что совсем не требуется. Взрослый должен научить ребенка излагать текст, выбирая ключевые моменты произведения.
Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, необходимо научить маленьких слушателей мыслить и чувствовать во время восприятия художественного произведения. Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому педагог или родитель должен читать текст эмоционально, ведь именно посредством голоса и дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребенка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился – вы сделали свое дело» - В.Г. Белинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у дошкольников
Чтение, как один из самых важных инструментов для всестороннего гармоничного развития личности....
Рекомендация родителям по развитию читательского интереса у дошкольников.
« Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён и притом такой разговор когда они сообщают нам только лучшие свои мысли» . Декарт. В...
Игра- драматизация как средство развития читательского интереса у старших дошкольников
Использование произведений детской художественной литературы в качестве информационного поля является наилучшим фундаментом для дошкольного образования.При этом важно помнить,что она должна соответсво...
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у дошкольников
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Но значение книг для ребенка оч...
Развитие читательского интереса дошкольника
Почему необходимо развивать читательский интерес дошкольников...
Развитие читательского интереса дошкольника
Почему необходимо развивать читательский интерес дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА"
рекомендации для родителей...