Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Капризы ребенка в 2-3 года"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шилова Анастасия Геннадьевна

Тема данной консультации "Капризы ребенка в 2-3 года. Что делать, как реагировать? "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Капризы ребенка в 2-3 года253.37 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы ребенка в 2-3 года. Что делать, как реагировать?

Многие родители, обращающиеся за консультацией к детским психологам, путают детские капризы с истериками у ребенка. Или даже уверены, что это – одно и то же, просто два разных слова с одним значением. На самом деле это далеко не так.

Истерика – это когда негативные эмоции достигли такой силы, что ребенок потерял самоконтроль и не способен остановить плач или крик, даже если захочет. В истерике ребенок способен причинить себе вред.

Каприз – это когда ребенок чего-то хочет и не воспринимает отказ. Или отказывается делать то, что его просят сделать. Плачет, твердит «нет» или «дай», невзирая ни на что. И так по каждому поводу или вовсе без повода, с точки зрения взрослых. И родители в растерянности не могут понять: что случилось с ребенком?

Причины детских капризов

Первая причина – у ребенка что-то болит.

Вторая причина – желание привлечь к себе внимание, которого ребенку не хватает.

Третья причина – «шантаж». Ребенок понял, что слезами и громким ревом может многого от вас добиться, и стал этим пользоваться.

Четвертая причина – это чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности. Если мама или другие взрослые ограничивают самостоятельность ребенка больше, чем это разумно из соображений безопасности – ребенок начинает требовать самостоятельности. Он отказывается идти туда, куда его ведут. Выдирает руку из руки взрослого и убегает. Настаивает на продолжении прогулки, когда пора обедать. Не поддерживает совместные занятия – даже те, которые раньше любил.

Капризы могут быть признаком повышенной нервности. Но неправильно думать, что каприз - всегда проявление болезни. Если это болезнь, то много иных её проявлений: головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит, тревожный сон, частые страхи. В этом случае обязательно нужно посоветоваться с врачом.

Как избежать детских капризов:

   1. Учитесь не давить на ребенка. Не разговаривайте с ним в приказном тоне. Если Вы видите, что малыш оказывает сопротивление через негативизм, дайте ему время отойти от эмоций. Негативизм проявляется в том, что ребенок отказывается выполнять просьбу родителя не потому, что ему не хочется, а потому, что его об этом попросили. Иногда родитель может сам провоцировать негативизм у ребенка, когда отдает ему строгий приказ «не трогай, я тебе сказала!!!», «иди

быстрее, да шевели ты ногами!» и многое другое. Учитесь говорить иначе: «Эти вещи принадлежат маме, мне не нравиться когда их трогают. Если с ними что-то

случится, мама расстроится! Давай положим на место. Ты молодец, спасибо тебе за то, что ты такой послушный».

2. Не стоит ругать и наказывать ребенка за проявления самостоятельности. Например, если малыш интересуется розетками необходимо не бить его по рукам, а объяснить, что это «запрещенная зона», играть здесь нельзя. Естественно, что его интерес сразу не иссякнет, а возможно будет подкреплен Вашим вниманием. Тут важна одинаковая политика и тактика родителей и ближайшего окружения. 

   3. Придерживайтесь единой политики в воспитании ребенка. Нельзя говорить «Да!», когда необходимо твердое «Нет!» Если ребенку нельзя конфеты, то ни бабушка, ни кто-либо другой не должны нарушать слово родителя. Опять же ближайшее окружение должно придерживаться правил установленных родителями.

   4. Не стоит приучать ребенка к легким победам, давая ему тем самым повод для хвастовства и присвоения успехов, так как в будущем любое поражение для него станет болезненным переживанием – которое проявится как детский каприз и может перейти в истерику и панику.

   5. Малыш должен знать, что у него есть право выбора, но за последствия он отвечает сам. Разбросал игрушки и не хочет убирать – значит, родителям стоит проявить настойчивость в своем требовании и добиться положительных результатов. Объяснить, что может быть, если ребенок не выполнит просьбу.

  6. Строгое воспитание, формирует сильную личность ребенка. Родитель должен понимать, что мягкость разрушает. Дети, в воспитании которых преобладали мягкость и податливость взрослых, предупредительность, готовность во всем потакать часто демонстрируют поведение капризного ребенка: они капризны, плаксивы, требовательны. Но, как и во всем, следует не впадать в крайности, поскольку как потакание, так и чрезмерная строгость не приводят к воспитанию сильной личности.

7. Умение запрещать. Каждый раз, когда ребенок выказывает желание, и вы собираетесь ему отказать, подумайте: почему вы это делаете? Потому что действительно нельзя – или потому, что вам так удобнее, или вы считаете его желание пустяковым? Запрещать ему нужно только то, что может угрожать его жизни, привести к порче предметов или не допускается социальными нормами и правилами. Причём причина запрета должна быть объяснена доходчиво. Старайтесь доступными методами объяснять ребенку, почему – нельзя. Ответы вроде «потому что», «я сказала, нет, значит – нет», «по кочану», «я так говорю, значит – надо» – очень плохие ответы. Они подрывают доверие ребенка к вам. Не отказывать машинально, а только если на то есть причины.

8. Уделять больше внимания ребенку. Так как такие дети дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие, нужно разнообразить их опыт общения с детьми и взрослыми, включать их в общее дело.

9. Родителям капризных детей следует преодолеть привычку всё делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь малыша, чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил бросается на капризы. При этом ребёнок оказывается включённым в процесс общения с детьми и взрослыми.

10. Капризным детям полезно быть среди сверстников. Если дома им удаётся разжалобить маму или бабушку, то со сверстниками такой "номер" не проходит. Капризуле приходится сдерживать себя, ведь могут засмеять и в игру не принять.

Если модель получения желаемого через каприз уже укоренилась у ребенка, скорректировать ее можно следующим образом:

Если Вы видите, что каприз только начинается, попробуйте отвлечь внимание малыша каким-либо ярким или интересным предметом.

Дети любят быть в центре внимания и поскандалить на публику. В этом случае лучше проигнорировать каприз, так как дети быстро затихают, если видят, что их не замечают.

Подайте положительный пример. Для этого обратите внимание на себя и свое состояние. Если Вы постоянно нервничаете и переживаете, то эта нервозность может перейти ребенку. Но в отличие от взрослого он не будет сдерживаться, а сразу выразит свое недовольство.

Не внушайте ребенку, что разлюбите его, если он не перестанет капризничать. Этим Вы не только вселите в него страх, но и научите говорить неправду.

Когда каприз утихнет, ласково поговорите с малышом. Вы должны показать, что недовольны не им самим, а его некрасивым поведением. Убедите ребенка, что также любите его и убеждены, что в будущем он не станет больше так себя вести.

Капризного ребёнка надо хвалить за малейшие успехи, подчёркивать его умелость, если для этого есть основание, приободрять, что у него получится еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме "Ребенок и слово нельзя"

В консультации представлены советы и рекомендации родителям малышей в вопросах воспитания....

Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми»

Дети третьего года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуёмным желанием бегать, прыгать, вертеться, ку...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Особенности музыкального развития в дошкольном возрасте»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...