СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВаЮЩЕЙ РЕ-БЕНКА с ОТКЛОНЕНИЯМИ в развитии
консультация
На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологического консультирования и диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый придавал этой концепции принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [2. С. 260]. Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.
Каждый возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрывно связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, составляющая вторую важнейшую характеристику возрастного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Дефектология
■ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ■ ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО ■ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШКОЛА-ПРЕСС»
Издается с 1969 года
Современные формы помощи семье, воспитывйющей ребенка с отклонениями в развитии
Подготовил учитель-дефектолог: Грищенко Е.С
Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина,
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
В статье освещены вопросы консультирования и поддержки семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Показаны новые организационные формы помощи семье.
На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологического консультирования и диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый придавал этой концепции принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [2. С. 260]. Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.
Каждый возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрывно связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, составляющая вторую важнейшую характеристику возрастного периода.
В деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями. Психологические новообразования, по мнению Л.С. Выгодского, являются не только предпосылкой, но и результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, определяющим его социальный характер. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут ее к слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.
В предложенном Л.С. Выгодским определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Согласно этой схеме важнейшие вопросы консультирования и диагностики развития — вопросы их содержания — получают вполне определенные ответы: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода «психологический портрет») складывается из анализа трех основных составляющих:
1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе, с обществом в целом);
2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки соответствия возрастным нормативам;
3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка, в области самосознания.
Концепция возраста, выдвинутая Л.С. Выготским, представляется достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой отечественными психологами признана степень сформированности умственных действий (или их предпосылок) как важнейший показатель интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, но включают в себя аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, инициативу обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний, а также набор умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний.
Анализ экспериментальных данных консультирования семьи по вопросам психолого-педагогической помощи детям показывает, что основными мотивами обращения родителей к специалистам являются: задержка речевого развития детей, задержка их умственного развития, задержка темпа психомоторного развития, выбор образовательного дошкольного учреждения для ребенка и трудности обучения в начальной школе.
Вместе с тем родители редко обращаются за контролем психического развития ребенка в целях своевременного обнаружения легких отклонений и профилактики возможных неблагоприятных вариантов его развития.
Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.
На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».
Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекцион-но-воспитательный процесс.
Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:
• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;
• оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;
• обучение специалистов и повышение квалификации.
Опыт консультирования детей с отклонениями в развитии и их родителей свидетельствует о том, что многих проблем в воспитании ребенка можно было бы избежать, учитывая то, что процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого является динамическим для обоих участников общения. В многочисленных исследованиях этот процесс рассматривается как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. В связи с этим становится важным своевременное информирование родителей о проведении с детьми раннего и дошкольного возраста специальных коррекционных занятий, которые будут способствовать укреплению здоровья малыша, формированию у близких взрослых активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.
В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия, взрослых с ребенком.
При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:
• выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);
• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;
• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;
• определить тип образовательного дошкольного учреждения;
• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;
• обосновать педагогический прогноз.
Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.
Первый этап. Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.
Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.
Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.
Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.
На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.
На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.
Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).
Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.
На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.
Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога [4].
Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.
Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.
Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.
Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.
Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.
После выписки из стационара организуется сопровождение ребенка с отклонениями в развитии на базе детской поликлиники по месту жительства, где проводится систематическое консультирование ребенка и его родителей различными специалистами. В случаях отклонений в развитии ребенка, по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для оказания коррекционной помощи его направляют в группу кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16).
В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для занятий с ребенком, направленные на формирование психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекцию и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.
Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.
Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.
Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье.
Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:
• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
• деятельностный подход к развитию личности ребенка;
• коррекционная направленность воспитательного процесса;
• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.
Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 № 03-51-5 ин/23-03).
Создан новый тип дошкольного образовательного учреждения — учреждение комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. Последние, как правило, получают коррекционную помощь либо в специальных, либо в интегрированных группах. В этих группах количество нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии имеет четкое соотношение: две трети — нормально развивающиеся дети и одна треть —дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.
Коррекционно-педагогические занятия проводятся как индивидуально с каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, так и в подгруппе. При этом в подгруппы включаются как дети с отклонениями в развитии, так и нормально развивающиеся.
При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности (на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по изобразительной деятельности, в свободной игровой деятельности).
Наряду с этим специалисты (педагог-дефектолог, педагог-психолог) проводят работу с родителями, которая организуется следующим образом. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы. В процессе этой работы специалисты большое внимание уделяют педагогическим технологиям общения (вербальным и невербальным формам) родителей со своими детьми; роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста; роли дидактической игры и театрализованной деятельности в познавательном развитии детей; формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности.
Индивидуальная программа работы специалистов с родителями имеет целью обучить родителей педагогическим технологиям общения со своими детьми; организации игровой деятельности детей в семье; сформировать у родителей уверенный и активный стиль воспитания.
В настоящее время консультативную и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии и их семьям оказывают в различных государственных организациях (реабилитационных центрах); региональных, благотворительных общественных организациях; обществах родителей и их детей, союзах родителей и их детей-инвалидов и т.д., в которых существуют отделы социальной адаптации и коррекционной педагогики, действуют советы матерей и пр.
Наряду с этим активно действуют различные педагогические центры по типу негосударственных образовательных учреждений, некоммерческих негосударственных организаций, центров лечебной педагогики и др., группы социально-творческой реабилитации и др. В этих учреждениях оказывается комплексная поддержка семьям и их детям многими специалистами, в том числе педагогами-дефектологами. В своей практической работе ими используются психолого-педагогическая диагностика с дополнительными видами терапии: (аэротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, иппотерапия и др. Основными формами работы специалистов с детьми являются индивидуальные и групповые занятия. Основная форма деятельности, которую используют специалисты в работе с родителями, — лекционно-просветительская.
Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только корригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.
Литература
1. Бурменскал Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.
2. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 томах. —Т. 5. — М., 1983.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.
4. Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Сост. А.М. Щербакова. — М., 2002.
5. Лазуренко СБ. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 1. — С. 4—7.
6. Лазуренко СБ., Половинкина О.Б. Педагогические технологии в системе комплексной реабилитации недоношенных детей //Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 53—56.
7. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 7—11.
8. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—64.
9. Мухажедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.—СПб., 1999.
10. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30—36.
11. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3. —С. 88—93.
12. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 11—17.
О работе с родителями в специальном (коррекционном)
дошкольном образовательном учреждении для детей
с нарушениями интеллекта.
Л.Ф. Хайртдинова,
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа
Изложены принципы работы педагогического коллектива с семьей, опыт исследования психологического статуса семей и практической деятельности по улучшению коммуникации между детьми и родителями, повышению качества знаний родителей об особенностях развития ребенка.
В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов — организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком [2]. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.
Интересный опыт организации работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, получен в специальном (коррекционном) МДОУ № 125 г. Уфы. Коллектив этого учреждения работает по коррекционно-развивающей программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1]. Работа с родителями воспитанников детского сада тесно связана с реализацией содержания нового раздела этой программы «Социальное воспитание», направленного на становление личности ребенка, его собственной идентичности, на формирование социальных связей с близкими взрослыми, педагогами, сверстниками, на включение ребенка в разные виды детской деятельности.
Система работы с семьей включает:
• подготовку педагогов образовательного учреждения к взаимодействию с родителями;
• ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;
• изучение и коррекцию родительских социально-психологических установок;
• ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в детском саду;
• обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком,
адекватным способам общения и поведения с ним;
• активное включение родителей в подготовку и проведение праздников и досуговых мероприятий;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Работа с родителями проводилась в определенной последовательности. Прежде всего было организовано изучение семьи воспитанников с целью выявления социальной ситуации развития ребенка. В эксперименте приняли участие 12 семей, чьи дети впервые поступили в детский сад в 3-4 летнем возрасте в младшую группу. Исследование семьи каждого воспитанника осуществлялось в сентябре. Использовались анкетирование, беседа, тестирование. Анкета для родителей включала вопросы, направленные на выявление родительской позиции по отношению к ребенку и знание особенностей и потребностей малыша. Анализ полученных ответов показал, что родителей очень беспокоили проблемы, связанные с отсутствием или плохим развитием речи у ребенка, с задержкой психофизического развития, с непослушанием. Они считали это проявлением нездоровья ребенка. Родители не владели информацией о возрастных особенностях развития и потребностях собственных детей, не могли адекватно оценить свои воспитательские способности и возможности. Только трое из опрошенных родителей определили свое отношение к ребенку как «здоров, но имеет свои особенности развития». Именно они посещали с детьми коррекционные занятия в реабилитационном центре или имели опыт ранней коррекционной помощи в группе кратковременного пребывания в детском саду.
В ходе последующей беседы выяснилось, что до поступления в детский сад родители не получили полной информации о деятельности коррекционного образовательного учреждения, о контингенте воспитанников. Большинство матерей на момент поступления ребенка в детский сад были домохозяйками — оставили работу, поскольку дети требовали постоянной заботы.
Характер родительских установок изучался с помощью теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги и В. В. Столина (ОРО). Результаты исследования показали, что проблемный ребенок эмоционально отвергался матерями. Он воспринимался как личностно и социально несостоятельный, неприспособленный к жизни. Такое отношение нередко проявлялось в раздражении, нетерпимости, отчаянии. Об этом говорят высокие показатели отвержения. У большинства матерей они оказались в границах 84,17-88,60 (в процентильных баллах). Исключение составили только две мамы. Их результаты выполнения теста можно было квалифицировать как принятие ребенка.
Такое же исследование было проведено с родителями, дети которых посещают детский сад второй, третий и четвертый год. Сравнительный анализ результатов показал, что к концу дошкольного возраста эмоциональное отвержение детей матерями продолжает нарастать. В старшей и подготовительной группах показатели отвержения большинства матерей составили 95,50 (в процентильных баллах). Полученные данные убедительно демонстрируют необходимость специальной организации психологической поддержки и педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществлялось поэтапно. Прежде всего, родителей познакомили с результатами диагностики психофизического развития детей и содержанием коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в детском саду. Для изучения запроса на образовательные услуги и виды помощи родителям была предложена анкета. Был организован «Родительский университет». Руководство его работой осуществлял педагог-психолог, активное участие принимали воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, заведующий, врач-психиатр, а также приглашенные специалисты из других учреждений. Использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы (информация в родительских уголках, в папках-передвижках; собрания, консультации; семинары-практики; круглые столы; деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций; «открытые дни» для родителей с просмотром различных занятий; индивидуальные занятия с родителями и ребенком; библиотека для родителей; выставки игрушек, наглядных пособий, поделок, рисунков, детских книг; совместное оформление интерьера, игровых уголков, изготовление наглядных и дидактических пособий к занятиям и т.д.)
Прежде чем начать работу с родителями воспитанников, педагоги обсуждали вопросы сотрудничества на педсоветах, участвовали в практических семинарах, тренингах, учились использовать видеоматериалы, посещали и анализировали занятия, родительские собрания; отрабатывали способы разрешения конфликтных ситуаций и снятия психоэмоционального напряжения.
В результате в лучшую сторону изменилось отношение родителей к детям, появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним.
Родители овладели некоторыми приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Увеличилась частота обращений за помощью и советом к педагогам детского сада и другим специалистам. Между педагогами и родителями установились доверительные отношения. Большинство матерей приняли решение выйти на работу. В местных и городских органах управления образованием инициативная группа родителей начала отстаивать интересы и права своих детей.
Литература
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.,2003.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—77.
3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003.
4. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. — М., 2000.
5. Хайртдинова Л.Ф. Социальное развитие ребенка с нарушением интеллекта в системе коррекционно-педагогической работы // Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саранск, 2003. — С. 158-161.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»
Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами игрового взаимодействия с детьми, ко...
Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.
Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-246345-1366828736.jpg)
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194570-1359826448.jpg)
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1131480-1554836479.jpg)
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...