СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВаЮЩЕЙ РЕ-БЕНКА с ОТКЛОНЕНИЯМИ в развитии
консультация

На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассмат­ривается исследователями на ос­нове фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возрас­та» (1932). В этих работах Л.С. Вы­готский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологичес­кого консультирования и диагности­ки развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый при­давал этой концепции принципиаль­ное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопро­сам практики» [2. С. 260]. Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических про­цессов и функций, традиционно изу­чаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возраст­ные периоды развития.

Каждый возраст, по Л.С. Выготс­кому, характеризуется, прежде все­го, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и не­повторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, кото­рые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрыв­но связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, со­ставляющая вторую важнейшую ха­рактеристику возрастного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ea_strebleva_formy_pomoshchi_seme.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Дефектология

■ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ■ ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО ■ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШКОЛА-ПРЕСС»

Издается с 1969 года

Современные формы помощи семье, воспитывйющей ребенка с отклонениями в развитии

Подготовил учитель-дефектолог: Грищенко Е.С

Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина,

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

В статье освещены вопросы консультирования и поддержки семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Показаны новые организационные формы помощи семье.

На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологического консультирования и диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый придавал этой концепции принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [2. С. 260]. Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.

Каждый возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрывно связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, составляющая вторую важнейшую характеристику возрастного периода.

В деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями. Психологические новообразования, по мнению Л.С. Выгодского, являются не только предпосылкой, но и результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, определяющим его социальный характер. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут ее к слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.

В предложенном Л.С. Выгодским определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Согласно этой схеме важнейшие вопросы консультирования и диагностики развития — вопросы их содержания — получают вполне определенные ответы: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода «психологический портрет») складывается из анализа трех основных составляющих:

1)  социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе, с обществом в целом);

2)   уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки соответствия возрастным нормативам;

3)   диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка, в области самосознания.

Концепция возраста, выдвинутая Л.С. Выготским, представляется достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой отечественными психологами признана степень сформированности умственных действий (или их предпосылок) как важнейший показатель интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, но включают в себя аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, инициативу обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний, а также набор умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний.

Анализ экспериментальных данных консультирования семьи по вопросам психолого-педагогической     помощи детям показывает, что основными мотивами обращения родителей к специалистам являются: задержка речевого развития детей, задержка их умственного развития, задержка темпа психомоторного развития, выбор образовательного дошкольного учреждения для ребенка и трудности обучения в начальной школе.

Вместе с тем родители редко обращаются за контролем психического развития ребенка в целях своевременного обнаружения легких отклонений и профилактики возможных неблагоприятных вариантов его развития.

Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».

Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекцион-но-воспитательный процесс.

Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:

•     психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

•     коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;

•    оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

•    оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;

•     обучение специалистов и повышение квалификации.

Опыт консультирования детей с отклонениями в развитии и их родителей свидетельствует о том, что многих проблем в воспитании ребенка можно было бы избежать, учитывая то, что процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого является динамическим для обоих участников общения. В многочисленных исследованиях этот процесс рассматривается как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. В связи с этим становится важным своевременное информирование родителей о проведении с детьми раннего и дошкольного возраста специальных коррекционных занятий, которые будут способствовать укреплению здоровья малыша, формированию у близких взрослых активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.

В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия, взрослых с ребенком.

При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:

•     выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

•     определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

•     выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);

•    организовать  педагогическую помощь родителям;  психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;                                                                                                                                                                                                                    

•    повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

•     определить тип образовательного дошкольного учреждения;

•    разработать   индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;

•     обосновать педагогический прогноз.

Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.

         Первый этап. Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.

Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.

Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.

Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.

На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.

На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).

Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.

На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.

Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.

В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога [4].

Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе  — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.

Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.

Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.

Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

После выписки из стационара организуется сопровождение ребенка с отклонениями в развитии на базе детской поликлиники по месту жительства, где проводится систематическое консультирование ребенка и его родителей различными специалистами. В случаях отклонений в развитии ребенка, по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для оказания коррекционной помощи его направляют в группу кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16).

В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для занятий с ребенком, направленные на формирование психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекцию и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.

Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье.

Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:

•    учет онтогенетического хода развития основных линий развития;

•    учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

•    деятельностный подход к развитию личности ребенка;

•    коррекционная направленность воспитательного процесса;

•    доступность, повторяемость и концентричность     предложенного материла.

Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 № 03-51-5 ин/23-03).

Создан новый тип дошкольного образовательного учреждения — учреждение комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. Последние, как правило, получают коррекционную помощь либо в специальных, либо в интегрированных группах. В этих группах количество нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии имеет четкое соотношение: две трети — нормально развивающиеся дети и одна треть —дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.

Коррекционно-педагогические занятия проводятся как индивидуально с каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, так и в подгруппе. При этом в подгруппы включаются как дети с отклонениями в развитии, так и нормально развивающиеся.

При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности (на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по изобразительной деятельности, в свободной игровой деятельности).

Наряду с этим специалисты (педагог-дефектолог, педагог-психолог) проводят работу с родителями, которая организуется следующим образом. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы. В процессе этой работы специалисты большое внимание уделяют педагогическим технологиям общения (вербальным и невербальным формам) родителей со своими детьми; роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста; роли дидактической игры и театрализованной деятельности в познавательном развитии детей; формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности.

Индивидуальная программа работы специалистов с родителями имеет целью обучить родителей педагогическим технологиям общения со своими детьми; организации игровой деятельности детей в семье; сформировать у родителей уверенный и активный стиль воспитания.

В настоящее время консультативную и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии и их семьям оказывают в различных государственных организациях (реабилитационных центрах); региональных, благотворительных общественных организациях; обществах родителей и их детей, союзах родителей и их детей-инвалидов и т.д., в которых существуют отделы социальной адаптации и коррекционной педагогики, действуют советы матерей и пр.

Наряду с этим активно действуют различные педагогические центры по типу негосударственных образовательных учреждений, некоммерческих негосударственных организаций, центров лечебной педагогики и др., группы социально-творческой реабилитации и др. В этих учреждениях оказывается комплексная поддержка семьям и их детям многими специалистами, в том числе педагогами-дефектологами. В своей практической работе ими используются психолого-педагогическая диагностика с дополнительными видами терапии: (аэротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, иппотерапия и др. Основными формами работы специалистов с детьми являются индивидуальные и групповые занятия. Основная форма деятельности, которую используют специалисты в работе с родителями, — лекционно-просветительская.

Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только корригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Литература

1. Бурменскал Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.

2.  ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 томах. —Т. 5. — М., 1983.

3.  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.

4.  Комплексная  помощь  семье с приемным ребенком / Сост. А.М. Щербакова. — М., 2002.

5.  Лазуренко СБ. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 1. — С. 4—7.

6.   Лазуренко СБ., Половинкина О.Б. Педагогические технологии в системе  комплексной  реабилитации недоношенных детей //Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 53—56.

7.   Малофеев  Н.Н.   Ранняя   помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 7—11.

8.  Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—64.

9.  Мухажедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.—СПб., 1999.

10.   Ткачева В.В.   К  вопросу  о создании     системы     психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30—36.

11.   Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3. —С. 88—93.

12.    Шматко Н.Д.   Ранняя   помощь  детям  с  отклонениями  в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 11—17.

О работе с родителями в специальном (коррекционном)

дошкольном образовательном учреждении для детей

с нарушениями интеллекта.

Л.Ф. Хайртдинова,

Башкирский государственный педагогический университет, Уфа

Изложены принципы работы педагогического коллектива с семьей, опыт исследования психологического статуса семей и практической деятельности по улучшению коммуникации между детьми и родителями, повышению качества знаний родителей об особенностях развития ребенка.

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов — организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком [2]. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.  

Интересный опыт организации работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, получен в специальном (коррекционном) МДОУ № 125 г. Уфы. Коллектив этого учреждения работает по коррекционно-развивающей программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1]. Работа с родителями воспитанников детского сада тесно связана с реализацией содержания нового раздела этой программы «Социальное воспитание», направленного на становление личности ребенка, его собственной идентичности, на формирование социальных связей с близкими взрослыми, педагогами, сверстниками, на включение ребенка в разные виды детской деятельности.

Система работы с семьей включает:

•   подготовку педагогов образовательного учреждения к взаимодействию с родителями;

•   ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;

•    изучение и коррекцию родительских социально-психологических установок;

•    ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в детском саду;

•    обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком,

адекватным способам общения и поведения с ним;

•    активное включение родителей в подготовку и проведение праздников и досуговых мероприятий;

•    повышение   педагогической компетентности родителей.

Работа с родителями проводилась в определенной последовательности. Прежде всего было организовано изучение семьи воспитанников с целью выявления социальной ситуации развития ребенка. В эксперименте приняли участие 12 семей, чьи дети впервые поступили в детский сад в 3-4 летнем возрасте в младшую группу. Исследование семьи каждого воспитанника осуществлялось в сентябре. Использовались анкетирование, беседа, тестирование. Анкета для родителей включала вопросы, направленные на выявление родительской позиции по отношению к ребенку и знание особенностей и потребностей малыша. Анализ полученных ответов показал, что родителей очень беспокоили проблемы, связанные с отсутствием или плохим развитием речи у ребенка, с задержкой психофизического развития, с непослушанием. Они считали это проявлением нездоровья ребенка. Родители не владели информацией о возрастных особенностях развития и потребностях собственных детей, не могли адекватно оценить свои воспитательские способности и возможности. Только трое из опрошенных родителей определили свое отношение к ребенку как «здоров, но имеет свои особенности развития». Именно они посещали с детьми коррекционные занятия в реабилитационном центре или имели опыт ранней коррекционной помощи в группе кратковременного пребывания в детском саду.

В ходе последующей беседы выяснилось, что до поступления в детский сад родители не получили полной информации о деятельности коррекционного образовательного учреждения, о контингенте воспитанников. Большинство матерей на момент поступления ребенка в детский сад были домохозяйками — оставили работу, поскольку дети требовали постоянной заботы.

Характер родительских установок изучался с помощью теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги и В. В. Столина (ОРО). Результаты исследования показали, что проблемный ребенок эмоционально отвергался матерями. Он воспринимался как личностно и социально несостоятельный, неприспособленный к жизни. Такое отношение нередко проявлялось в раздражении, нетерпимости, отчаянии. Об этом говорят высокие показатели отвержения. У большинства матерей они оказались в границах 84,17-88,60 (в процентильных баллах). Исключение составили только две мамы. Их результаты выполнения теста можно было квалифицировать как принятие ребенка.

Такое же исследование было проведено с родителями, дети которых посещают детский сад второй, третий и четвертый год. Сравнительный анализ результатов показал, что к концу дошкольного возраста эмоциональное отвержение детей матерями продолжает нарастать. В старшей и подготовительной группах показатели отвержения большинства матерей составили 95,50 (в процентильных баллах). Полученные данные убедительно демонстрируют необходимость специальной организации психологической поддержки и педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществлялось поэтапно. Прежде всего, родителей познакомили с результатами диагностики психофизического развития детей и содержанием коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в детском саду. Для изучения запроса на образовательные услуги и виды помощи родителям была предложена анкета. Был организован «Родительский университет». Руководство его работой осуществлял педагог-психолог, активное участие принимали воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, заведующий, врач-психиатр, а также приглашенные специалисты из других учреждений. Использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы (информация в родительских уголках, в папках-передвижках; собрания, консультации; семинары-практики; круглые столы; деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций; «открытые дни» для родителей с просмотром различных занятий; индивидуальные занятия с родителями и ребенком; библиотека для родителей; выставки игрушек, наглядных пособий, поделок, рисунков, детских книг; совместное оформление интерьера, игровых уголков, изготовление наглядных и дидактических пособий к занятиям и т.д.)

Прежде чем начать работу с родителями воспитанников, педагоги обсуждали вопросы сотрудничества на педсоветах, участвовали в практических семинарах, тренингах, учились использовать видеоматериалы, посещали и анализировали занятия, родительские собрания; отрабатывали способы разрешения конфликтных ситуаций и снятия психоэмоционального напряжения.

В результате в лучшую сторону изменилось отношение родителей к детям, появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним.

Родители овладели некоторыми приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Увеличилась частота обращений за помощью и советом к педагогам детского сада и другим специалистам. Между педагогами и родителями установились доверительные отношения. Большинство матерей приняли решение выйти на работу. В местных и городских органах управления образованием инициативная группа родителей начала отстаивать интересы и права своих детей.

Литература

1.    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее     обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.,2003.

2.   Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация   коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—77.

3.     Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003.

4.      Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. — М., 2000.

5.    Хайртдинова Л.Ф. Социальное развитие ребенка с нарушением интеллекта в системе коррекционно-педагогической работы // Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии. Материалы Всероссийской  научно-практической конференции. — Саранск, 2003. — С. 158-161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...