Показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рекомендации для родителей.
консультация (подготовительная группа)

Лобанова Алена Александровна

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

2. Показатели эмоционально- личностной готовности

Ребенок эмоционально устойчив.

Сохраняет цель при столкновении с трудностями.

Обладает высокой самооценкой. Умеет конструктивно реагировать на оценку взрослого.

Способен понимать состояние другого человека.

2. Развитие эмоционально личностной сферы

- не запрещать чувствовать: «не плачь», «что ты злишься», «не кричи»;

- давать возможность ошибиться и исправить свою ошибку;

- стараться воздерживаться от «штампов» («копуша», «бестолковый», «вредный» и т.д.); оцениваем поступок, а не ребенка (Я-сообщения – «мне не нравиться твой поступок», «я расстроена твоим поведением»);

- объяснять чувства, которые испытывает ребенок, другие люди, вы сами. Показывать личный пример сочувствия, участия, эмпатии.

3. Показатели социально-психологической готовности

Ребенок демонстрирует хорошие коммуникативные навыки, умение вступать в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их.

Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать.

У ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Ребенок обладает навыками саморегуляции.

Способен на защиту своего личного пространства и мнения.

3. Развитие социально-коммуникативной сферы

- опыт взаимодействия со сверстниками (детский сад, развивающие кружки, детские клубы);

- опыт взаимодействия со взрослыми (воспитатели, учителя, ближние и дальние родственники);

- полоролевое воспитание (какие качества присущи девочкам, какие мальчикам);

- знания в области семейных отношений, родственных связей;

- вовлеченность ребенка в семейные традиции, праздники, значимые события;

- знания в области национальных традиций и традиций региона проживания;

- знания в области основных профессий, стимулирование интереса к трудовой деятельности;

- поддержка интересов и увлечений ребенка;

- поддержка инициативы ребенка.

4. Показатели волевой готовности

Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле.

Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости,

длительного напряжения.

Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.

Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.

Любит и инициирует игры с правилами и ролями.

Способен выполнить действие или задание по образцу.

4. Развитие волевых процессов

- приветствовать проявления самостоятельности;

- поощрения должны преобладать над наказаниями, такая тактика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива для достижения успехов;

- игры, требующие проявления настойчивости в достижении целей игры;

- главным методом воспитания волевого поведения детей раннего возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;

5. Показатели мотивационной готовности

Ребенок демонстрирует положительное отношение к школе.

Воспринимает учение как серьезную деятельность.

Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь новые обязанности.

Принимает школьные требования, осознает их обязательность.

Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.

5. Повышение мотивации к обучению

- рассказывать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воздерживайтесь от угроз, вроде «Только попробуй мне двойки принести» или «Вот пойдешь в школу – тебе там покажут!»

6. Показатели интеллектуальной готовности

Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, выделять существенные признаки.

Логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи).

Достаточный объем зрительной и слуховой памяти.

Произвольное внимание (умение работать по инструкции и по образцу, концентрация внимания).

Перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.

Достаточная общая осведомленность о себе и мире: знает свои Ф. И. О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.

Примечание. Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог.

6. Развитие интеллектуальной сферы

- чтение сказок, с последующим обсуждением сюжета, действий, чувств и мотивов героев;

- игры, типа «Рассказ по картинке», «Продолжи предложение», «Что было бы если…»

- заучивание стихов, потешек, пересказ сказки, рассказа;

- занятия на развитие мелкой моторики;

- готовим руку к письму (прописи, штриховка, рисование по образцу);

- занятия лучше проводить систематично по 15 минут ежедневно;

- повышаем общую осведомленность о самом себе, о предметах и явлениях окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и ...

Презентация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Презентация поможет вам обратить внимание на основные аспекты подготовки ребенку к обучению в школе....

Консультация для родителей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

В консультации освещен вопрос влияния  познавательных процессов на успешность обучения ребенка в школе....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...