Показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рекомендации для родителей.
консультация (подготовительная группа)
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ | РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА |
2. Показатели эмоционально- личностной готовности Ребенок эмоционально устойчив. Сохраняет цель при столкновении с трудностями. Обладает высокой самооценкой. Умеет конструктивно реагировать на оценку взрослого. Способен понимать состояние другого человека. | 2. Развитие эмоционально личностной сферы - не запрещать чувствовать: «не плачь», «что ты злишься», «не кричи»; - давать возможность ошибиться и исправить свою ошибку; - стараться воздерживаться от «штампов» («копуша», «бестолковый», «вредный» и т.д.); оцениваем поступок, а не ребенка (Я-сообщения – «мне не нравиться твой поступок», «я расстроена твоим поведением»); - объяснять чувства, которые испытывает ребенок, другие люди, вы сами. Показывать личный пример сочувствия, участия, эмпатии. |
3. Показатели социально-психологической готовности Ребенок демонстрирует хорошие коммуникативные навыки, умение вступать в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их. Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать. У ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Ребенок обладает навыками саморегуляции. Способен на защиту своего личного пространства и мнения. | 3. Развитие социально-коммуникативной сферы - опыт взаимодействия со сверстниками (детский сад, развивающие кружки, детские клубы); - опыт взаимодействия со взрослыми (воспитатели, учителя, ближние и дальние родственники); - полоролевое воспитание (какие качества присущи девочкам, какие мальчикам); - знания в области семейных отношений, родственных связей; - вовлеченность ребенка в семейные традиции, праздники, значимые события; - знания в области национальных традиций и традиций региона проживания; - знания в области основных профессий, стимулирование интереса к трудовой деятельности; - поддержка интересов и увлечений ребенка; - поддержка инициативы ребенка. |
4. Показатели волевой готовности Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле. Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения. Терпеливый, может отложить приятное ради нужного. Соблюдает установленные дома и в детском саду правила. Любит и инициирует игры с правилами и ролями. Способен выполнить действие или задание по образцу. | 4. Развитие волевых процессов - приветствовать проявления самостоятельности; - поощрения должны преобладать над наказаниями, такая тактика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива для достижения успехов; - игры, требующие проявления настойчивости в достижении целей игры; - главным методом воспитания волевого поведения детей раннего возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности; |
5. Показатели мотивационной готовности Ребенок демонстрирует положительное отношение к школе. Воспринимает учение как серьезную деятельность. Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь новые обязанности. Принимает школьные требования, осознает их обязательность. Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать. | 5. Повышение мотивации к обучению - рассказывать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; - на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка; - воздерживайтесь от угроз, вроде «Только попробуй мне двойки принести» или «Вот пойдешь в школу – тебе там покажут!» |
6. Показатели интеллектуальной готовности Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, выделять существенные признаки. Логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи). Достаточный объем зрительной и слуховой памяти. Произвольное внимание (умение работать по инструкции и по образцу, концентрация внимания). Перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке. Достаточная общая осведомленность о себе и мире: знает свои Ф. И. О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД. Примечание. Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог. | 6. Развитие интеллектуальной сферы - чтение сказок, с последующим обсуждением сюжета, действий, чувств и мотивов героев; - игры, типа «Рассказ по картинке», «Продолжи предложение», «Что было бы если…» - заучивание стихов, потешек, пересказ сказки, рассказа; - занятия на развитие мелкой моторики; - готовим руку к письму (прописи, штриховка, рисование по образцу); - занятия лучше проводить систематично по 15 минут ежедневно; - повышаем общую осведомленность о самом себе, о предметах и явлениях окружающего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и ...
Презентация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Презентация поможет вам обратить внимание на основные аспекты подготовки ребенку к обучению в школе....
Консультация для родителей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
В консультации освещен вопрос влияния познавательных процессов на успешность обучения ребенка в школе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...