Консультация для родителей; «Воспитание заботливого отношения к окружающим»
консультация

Писарева Людмила Викторовна

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих с его окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Консультация для родителей;

 «Воспитание заботливого отношения к окружающим»

Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим»

Воспитатель: Писарева Л.В.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих с его окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами ничего не требуя то него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.

Первый этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем- проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других.

Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляется и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.

Посещение семьи, беседы с родителями, наблюдая за поведением ребенка в детском саду и дома позволяют педагогу увидеть, как по- разному проявляются названные условия в семьях.

В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома. Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявления заботливости у детей самостоятельны и относительно устойчивы, хотя и не всегда достаточно осознанны. В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями. Детским учреждениям важно работать в тесном контакте с такими семьями, перенеся наиболее ценное из практики семейного воспитания в детский сад.

В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований.

Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости. Несдержанности кого-то из родителей).      Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.

        Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь непосредственным влиянием воспитателя, которого они уважают и любят. К трудовым делам в семье дети не привлекаются. поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим.

Изучение особенностей семейного воспитания показывает, что дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможность проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки. Можно предложить детям: «Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или папа затрудняются, и предложить свою помощь». Такое обращение интересно детям и дает им возможность проявить дома активность.

Анализ детских ответов показал, что первоначально для ребенка важен сам факт помощи родителям, а не ее мотив, причем родителям также рассказывают о задании, данном детям, и просят их помочь ребенку, если потребуется, напомнив о нем косвенным вопросом: «Как прошел день в саду? Что нового вам сказали?»

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.

Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях. Где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание заботливого отношения к окружающим"

Как правильно воспитать ребёнка, чтобы он был заботливым, чутким, отзывчивым....

Консультация для родителей "Воспитание заботливого отношения к окружающим"

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается  у  детей  с раннего  возраста......

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"...

Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим в процессе игры».

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраст...

Консультация для родителей "Воспитание в детях заботливого отношения к окружающим"

Консультация "Воспитание в детях заботливого отношения к окружающим"...

Консультация для родителей "Воспитание в детях отношения к инвалидам "

Очень часто родители допускают ошибки, которые ведут к нежелательным последствиям. Что же это за ошибки и как их избежать?...