Консультация Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим.
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zabotlivogo_otnosheniya_k_okruzhayushchim.docx | 382.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Воспитание у детей заботливого отношения
к окружающим.
Семья создаёт ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нём, отражаясь на внутрисемейных отношениях.
Большое внимание на ребёнка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и с организацией всей жизни семьи. Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, чёрствость, себялюбие, эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут чёрствые, грубые и эгоистичные дети? "Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания,- пишет по этому поводу В. А. Сухомлинский.- Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать".
Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребёнок активно включён в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлятьзаботу об окружающих.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребёнка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребёнок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родители должны с уважением относиться к их дружбе с другими детьми.
Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.
Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.
Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребёнком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребёнок и старался, но у него не хватило умения. Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьёзной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например: «Если не послушаешься и уйдёшь на улицу, не пущу домой», «Выгоню из дома», «Будешь драться, отдам в детскую комнату полиции». Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребёнка, принести не могут.
Иногда детей пугают водяными, чтобы они не подходили к реке, озеру; волками, чтобы они не ушли в лес одни, и т.п. Такие запугивания могут сильно действовать на детей. Они долго боятся воды, леса, не ходят купаться, гулять в лес. Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.
Ребёнка со слабой волей травмирует игнорирование его усилий. Он разочаровывается, теряется при выполнении следующих заданий. Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребёнка. От того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребёнке – заботливую или эгоистичную, - зависит его поведение в дальнейшей жизни.
Характер, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.
В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребёнка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.
Эти способы применяются в различных целях. Рассмотрим на конкретном примере, как можно одобрить ребёнка, подбодрить его, чтобы он чувствовал себя увереннее и далее поступал так же.
Наташа (6 лет) играет с сестрой Олей (1г.4мес.). Они строят домик из кубиков. Оля подаёт кубики, а Наташа строит домик. Мать, подойдя, взглянула на постройку и посоветовала: «Хорошо получается у вас, но тёмные кубики лучше класть вниз: домик будет выглядеть красивее». В словах матери и одобрение, и подсказка дальнейшего хода игры.
Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребёнка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.
Родители формируют у своих детей нравственно направленные мотивы поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только потому, что их похвалят перед товарищами. Многие родители читают педагогическую литературу, осознают, что физические наказания противопоказаны в воспитании, но иногда не могут сдержать себя. Причина этого – нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребёнка и стремлением их исправить при помощи физического наказания; разногласия между родителями и др. Для родителей такого типа характерно неумение изменить образ жизни семьи, семейных взаимоотношений.
Среди других причин, вызывающих применение физических наказаний, можно выделить следующие: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма; индивидуальные привычки некоторых членов семьи (алкоголизм, несдержанность и др.); отсутствие положительного микроклимата в семье и разделение труда. В такой семье каждый предоставлен сам себе, лишь живут вместе. Нет здесь теплоты, взаимного уважения, сочувствия, радости. Когда дети совершают проступки, их наказывают (разумеется, когда родители узнают об этом из сообщений других). Дети в таких семьях не приучены к труду, раздражительны, эгоистичны, жестоки, не способны сдерживать себя.
При таком воспитании ребёнка «…его сердцу чужды тонкость, восприимчивость к тонким, «нежным» способам влияния на человеческую душу, он огрубляется и воспринимает только примитивные «воспитательные приёмы»: окрик, принуждение,наказание».
Родители, часто применяющие физические наказания, не знают,что прежде всего ребёнок должен осознать свою вину, переживать из-за неё. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.
Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребёнка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребёнком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.
Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребёнок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.
Для ребёнка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие. Например, мать сказала шестилетней Наташе: «Через год ты пойдешь в школу. Ты теперь самостоятельный человек, поэтому я не буду тебя наказывать, если ты сделаешь что-то нехорошее, я буду только каждый раз огорчаться». Девочка поняла, что к ней относятся как к взрослому человеку, и она должна ценить это, не причиняя боли родным, проявляя о них заботу.
Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"
Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"...
Консультация для родителей "Воспитание в детях заботливого отношения к окружающим"
Консультация "Воспитание в детях заботливого отношения к окружающим"...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» Консультация для родителейна тему:«Воспитание у детей заботливого отношения к окружающи...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» Консультация для родителейна тему:«Воспитание у детей заботливого отношения к окружающи...
Консультация для родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, ...
Консультация для родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, ...