Детские страхи
консультация (средняя группа)

Римская Екатерина Самвеловна

Материал представлен родителям, речь в статье о страхах в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strahi_21.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для   родителей:

«Детские страхи и как с ними бороться»

 С Т Р А Х И . . .  Хи-хи!

           Детей пугает не только то, чему они могут быть очевидцами.

 Они - наивные реалисты, и потому боятся еще и воображаемой опасности. Накладываясь один на другой, страхи заметно ухудшают самочувствие ребенка, уродуют его мышление. Дети лишаются непосредственности, снижаются их любознательность и любопытство, они все время ожидают отрицательных последствий своих шагов, редко выражают положительные эмоции. А между тем, смех, юмор-самое лучшее средство борьбы с детским страхом.

          Чаще всего это отрицательное эмоциональное состояние испытывают дошкольники. Исследования свидетельствуют: каждый второй ребенок дошкольного возраста является тревожным. Наиболее подвержены этому состоянию дети 4-5 лет. Непредвиденные ситуации, встреча с объектом страха застают их врасплох, парализуют их волю, заставляют сильно страдать. С возрастом многие страхи уходят сами собой. Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический-особенностями личности. При  длительном воздействии этой отрицательной эмоции на ребенка его поведение становится пассивным, характер-осторожным. Мышление, скованное бесконечными опасениями, предчувствиями, сомнениями, теряет свою гибкость.

          ЧЕГО БОЯТСЯ ДЕТИ?

Смерти-своей и родителей, болезней,

-наказания,

-боли,

-чудовищ,

-невидимок,

-скелетов,

-нападения бандитов,

-страшных снов, а также:

-транспорта,

-стихийных бедствий,

-войн.

Дошкольники боятся:

-опоздать в детский сад,

-поликлинику,

-остаться в темной комнате .

Их пугает: 

-большая высота,

-глубина,

-тесные помещения,

-вода,

-огонь,

-пожары,

-сильный ветер.

Ребенка младшего дошкольного возраста страшат:

-встречи с Бабой Ягой,

-Змеем Горынычем,

-Людоедом,

-неприятными животными,

-насекомыми,

-фантастическими существами-роботом, инопланетянами, привидениями, персонажами из мультфильмов.

В старшем дошкольном возрасте к объектам страха добавляются:

-преступники, пьяницы, зубные врачи, а также несчастные случаи, техногенные аварии.

                   ПРИЧИНЫ ЧУВСТВА СТРАХА

  • Отрицательный опыт (был укушен собакой, упал с качелей, оказался в темноте);
  • Запугивание мифическими существами, страшными животными и насекомыми;
  • Болезни, телесные наказания;
  • Межличностные конфликты;

Неправильное поведение взрослых, которые излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на грозящую опасность:  «Не ходи-упадешь», «не гладь-укусит».

Маленькому ребенку пока ещё не ясно, чем это грозит, но он распознаёт сигналы тревоги и, естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего-ребёнок послушался, но какой ценой? Страх закрепился и распространился  на множество ситуаций.

       ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА может быть активным-когда ребёнок стремится избежать встречи со страшащими предметами, и пассивным-когда он съеживается, закрывает глаза, совершает хаотические движения, покрывается потом. Страхи могут проявляться в нарушении сна, галлюцинациях, энурезе,  нетерпеливости, суетливости, непоследовательности в поступках.

КАК ПОБЕДИТЬ это отрицательное эмоциональное состояние? Вот несколько советов специалистов:

  • Страхи перед неприятным, страшащим предметом можно побороть, если ребенок встретит его в тот момент, когда испытывает радостные переживания. Тогда, скорее всего, импульс исследовать этот предмет, потрогать его окажется сильнее, чем чувство страха.
  • Никогда не смейтесь над детьми в момент испуга. Им нужна наша вера в их собственную смелость.
  • Нельзя принудительно оставлять ребёнка наедине с объектом страха.

           ПОКАЖЕМ ЯЗЫК БАБЕ ЯГЕ

Полярная чувству страха эмоция-это юмор. Высмеянный объект страха перестаёт быть враждебным. Предложите детям нарисовать пугающих их сказочных героев в смешном виде, попавших в неловкое положение, побеждённых в битве с былинными богатырями.

Ребята-дошкольники с подачи взрослого легко изменяют привычным представлениям о том, как должны вести себя сказочные персонажи. Так, на детских рисунках-робот мирно беседуют с Бабой-Ягой на тропинке, волки смеются, увидев инопланетян, делающих зарядку в лесу. На многих рисунках сказочные герои имеют нелепый вид, раскрашены яркими красками. Дети, подавая нам свои рисунки,говорили: «Мы теперь не боимся их».

         Те, кто работает с дошкольниками, подтвердят-у них совсем нет опыта составления дразнилок. Этому приходится специально учить. Острие критики направляется, как правило, на нелепый внешний вид пугающих персонажей и безуспешность их действий.                

Тили-тили- тили -тень.

Черти прыгнули на пень.

А пенёк качается,

Черти разбегаются.

                        (Саша Г)

Предложите ребёнку сыграть роль смелого персонажа. В этом случае он проживает ситуации, которые страшат, осваивает новые защитные механизмы. «Когда я снова забоюсь чудища,- сказал мне один мальчик,-я рисую его смешным-смешным, а потом разорву рисунок. Мне станет сразу спокойнее…

Моделируйте ситуации несовместимости полярных эмоций-приглашайте ребенка участвовать в играх на релаксацию, смотрите телевизионные передачи с элементами комического, читайте юмористические стихотворения-всё это наполняет детей положительными эмоциями и вытесняет у них чувство страха.

                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...