Доклад для родителей "Готовность к школе"
консультация
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа 2065»
ДОКЛАД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему:
«Готовность к школе»
Составила:
Воспитатель Конобейская В.А.
г. Москва, 2019
Кризис семи лет
Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие возрастные кризисы:
• кризис новорожденности;
• кризис трех лет – переход от младенчества к дошкольному возрасту;
• кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
• кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).
Итак, кризис семи лет
Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).
2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) – ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.
Признаки кризиса
Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.
Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям
• Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха –доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
• Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
• Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
• Поощряйте общение со сверстниками.
• Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
• Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
• Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
• Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для эт...
доклад о преемственности детского сада со школой
доклад о преемственности детского сада со школой...
Доклад «Детский сад и школа в содружестве» (из опыта работы)
На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования.Расположение нашего детского сада в здании школы дает неоценимые преимущест...
Доклад "Взаимодействие детского сада и школы по подготовке к школе"
Доклад о работе детского сада "Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе" автор:Тимоник А.В. Встатье описывается работа детского сада с емьей дошкольников по под...
Презентация к докладу "Подготовка детей к школе в логопедическом пункте.
Кратко о подготовке детей к школе....
Доклад «Психологическая готовность к школе»
Психологическая готовность к школьному обучению — комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готов...
Доклад на тему: "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)
Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформ...