Компенсация зрительной недостаточности в детском возрасте
статья
В статье предложен материал по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompensatsiya_zritelnoy_nedostatochnosti_v_detskom_vozraste.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Виролайнен Е.А.
Воспитатель
ГБДОУ
детский сад № 82
компенсирующего вида
Невского района
Статья
Компенсация зрительной недостаточности в детском возрасте
Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.
Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.
Как правило, в дошкольных учреждениях для слабовидящих или слепых детей коррекционно-воспитательная работа сочетается с лечебно-восстановительной. По этой причине в дошкольных учреждениях с детьми работают врачи-окулисты, психоневрологи. Специалисты подбирают для детей средства коррекции зрения, помогают к ним адаптироваться.
Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук. Дошкольное образование учитывает возрастающие слуховые способности восприятия у детей с ослабленным зрением. Специалисты советуют оберегать слух у детей с ослабленным зрением, не допускать инфекций, переохлаждений и акустических травм. Кроме того, большую роль при восприятии слепыми детьми окружающего мира играют их тактильные (осязательные) способности. Часто эти дети имеют «кожное» зрение, помогающее различать цвета предметов на ощупь.
Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.
Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера; тифлопедагоги обязательно учитывают это своеобразие при разработке и проведении игр и развивающих занятий со слабовидящими и слепыми детьми.
Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей. Родители часто принимают участие в занятиях детей с тифлопедагогом. Это помогает им понять, что испытывают дети, которые плохо видят.
Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основные группы детей с разными формами нарушений развития:
1) дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы;
2) дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами нарушений развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний. К их числу относят детей с недоразвитием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с нарушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии двигательной сферы в связи с перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или внутриутробным поражением плода; с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этнологией.
Кроме этих основных групп, встречаются другие формы врожденных и приобретенных нарушений.
Большое разнообразие нарушений развития требует индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Особое внимание должно быть уделено медицинскому обслуживанию и организации комплексной лечебно-профилактической работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. В связи с этим приобретает важное значение усовершенствование диагностики.
Характерными особенностями детей при разных формах нарушений развития являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в формировании двигательных функций. Природа первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии весьма разнообразна и зависит от клинических форм и этиологии, структуры и состава нарушенных функции, от патогенеза, а также от потенциальных возможностей компенсаторного развития сохранных у ребенка функций.
Очень важно учитывать возраст, в котором утрачено зрение. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и манипуляции предметами, в их расположении в зрительном поле. Образование зрительных системных связей оказывает положительное влияние на формирование всех психических процессов: зрительного внимания, зрительной памяти и других функций.
С учетом зрения в процессе воспитания образуются сложные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Профилактика йодной недостаточности в детском саду
Профилактика йодной недостаточности в детском саду...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.
Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...
" Способы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома"
Университет для родителей...
Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе
Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок....
статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"
В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....
Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...