Скоро в школу
консультация (подготовительная группа)

Караблинова Тамара Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_tolko_rebyonku_prihodit_vremya_idti_v_shkolu.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро в школу

     Как только ребёнку приходит время идти в школу, вся семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим состоянием ребёнка, который оказывается оторванным от привычного режима, а также с психилогическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со своим сыном или дочкой адаптироваться к новым условиям. Чтобы школьная пора не воспринималась столь трагично, родителям следует вовремя подготовить ребёнка к изменениям в его жизни. Причем эта подготовка не должна ограничиваться  обучением определённым навыкам  и умениям, необхо-димым в школе.Гораздо важнее психологическая готовность ребёнка, вклю- чающая в себя умение слушать взрослого, подчинять своё поведение опре-делённым правилам, а также общаться со сверстниками.

    Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: 

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.

    Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

    Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.

    Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.

    Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни - это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва - среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья - уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.

Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

    Как узнать, готов ли ребёнок к учёбе в школе?

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)?

7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?

8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»)?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 9—13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

Рекомендации родителям  по умственному развитию детей

♦ Учить составлять группу из отдельных предметов.

♦ Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

♦ Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

♦ Учить сравнивать предметы.

♦ Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

♦ Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

♦ Побуждать делать самостоятельные выводы.

♦ Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

♦ Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

♦ Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

♦ Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

♦ Учить устанавливать причинно-следственные связи.

♦ Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

♦ Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

  Игры и упражнения для развития мышления

♦ «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

♦ «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

♦ «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

♦ «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

♦ «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

♦ «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

♦ Загадки.

Игры и упражнения для развития памяти

♦ «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

♦ «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

♦ «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

♦ «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

♦ «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

♦ «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

♦ «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

♦ «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

♦ «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

♦ «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

♦ «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

♦ «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

                                                                                                                                              Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

♦ «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

♦ «Найди отличия».

♦ «Найди два одинаковых предмета».

♦ «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

♦ «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

♦ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

♦ «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

hello_html_24607400.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...