Плавание для детей с нарушением зрения
опыты и эксперименты
Особенности обучения детей с нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_plavaniyu_detey_s_patologiey_zreniya.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения
В последнее время число детей с патологией зрения растет. Причина – неблагоприятные социальные, экономические, экологические, наследственные факторы. Проблема реабилитации таких детей, в том числе средствами физического воспитания, прежде всего плавания, достаточно актуальна. Для детей с физическими ограничениями плавание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактор адаптации в обществе здоровых сверстников.
Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития. Приступая к работе, мы ставим следующие задачи:
- укрепление здоровья, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания и навыками ориентировки в водной среде;
- активизация сохранных анализаторов;
- коррекция зрительного и слухового восприятия;
- развитие двигательной и познавательной деятельности;
- коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;
- предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата;
- развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
Нашу образовательную организацию посещают дети с разными зрительными патологиями – косоглазие, миопия, астигматизм и т.д. В том числе есть дети-инвалиды с тяжелой патологией зрения. Мы организовали обучение плаванию детей всех возрастных групп.
Обобщение опыта работы позволяет выделить основные проблемы организации и проведения начального обучения плаванию.
Безопасность занятий.
Каждому ребенку должна быть обеспечена безопасность в течение всего времени его пребывания в бассейне с момента прихода и до выхода его из бассейна.
Инструктор по плаванию, медицинская сестра и воспитатель обеспечивают контроль и страховку за детьми.
Организация учебного процесса.
Основная форма проведения обучения – занятие, продолжительность которого зависит от программного материала для каждой возрастной группы. Оптимальная численность детей на занятии – пять человек.
Перед началом занятий инструктор по плаванию проводит беседы с детьми:
- правила поведения детей в помещении бассейна;
- правила поведения детей в бассейне
- правила по использованию спортивного инвентаря в бассейне.
Инструктор знакомится с медицинскими показаниями на каждого ребенка
и наличием медицинской справки о допуске ребенка к занятиям по плаванию.
Водобоязнь.
Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у нормально развивающихся. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Зачастую наряду с патологией зрения дети страдают задержкой умственного и физического развития. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.
Особенности проявления в водной среде сопутствующих заболеваний.
Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения также диктуют некоторые ограничения.
Например, при сколиозах противопоказаны прыжки в воду; при гидроцефалии чрезмерная нагрузка может вызвать повышение внутричерепного и внутриглазного давления и т.д. Все это должен учитывать инструктор по плаванию. У нас занимаются дети с ЗПР. Им необходима индивидуальная нагрузка.
Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией.
К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия (осязательно-слуховое) учебного материала, отсутствие возможности подражания
и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительно звуковые, осязательные и обонятельные ориентиры, например,
при обучении погружению под воду и доставании предметов со дна бассейна надо использовать крупные и ярко раскрашенные игрушки; для ориентации по краю бассейна можно ставить «ограничители», используя надувные шары или мячи; можно натянуть веревочку с флажками на высоте 2 м., чтобы дети могли ориентироваться по ним, плывя на спине.
Особенности подготовки инструктора по плаванию.
Инструктор по плаванию должен знать особенности физического
и психического развития детей с патологией зрения.
Он обязан владеть основами детской физиологии, анатомии, психологии слабовидящих детей.
Взаимоотношения инструктора с родителями.
Основная задача тренера – убедить родителей, что занятия плаванием
не навредят здоровью ребенка, а, наоборот, помогут ему быть физически сильным, крепким. Для этого проводятся консультации, открытые показы занятий. Главное – убедить родителей, что их дети в состоянии овладеть теми же умениями
и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Можно использовать совместное занятие родителей с детьми. Родителям предлагается выполнить задания на бортике, а детям в воде. Это вызывает чувство совместной деятельности, радость, желание дальше обучаться плаванию. Родители понимают необходимость занятий
в бассейне.
Медицинский контроль.
Инструктор по плаванию обязан удостовериться в том, что ребенок прошел освидетельствование специалистов (ортопед, невролог, нефролог и т.д.) и имеет допуск к занятиям в бассейне (обязательны медицинская справка о наличии анализов, визуальное освидетельствование ребенка).
Оборудование и инвентарь.
Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-красного спектра цвета), необходимо приобретать инвентарь этой цветовой гаммы, предпочтительно с рельефной поверхностью. Дети уверенно чувствуют себя, если у них в руках функциональный инвентарь (доска
для плавания, мягкая палка, надувной мяч).
При близорукости (более 3,0 диоптрий) очки назначают для постоянного ношения. В бассейне дети их снимают. Исходя из этого, инвентарь должен быть крупным, ярким и контрастным, предпочтительно желто-оранжево-красного цвета.
При косоглазии. При этом состоянии практически отсутствует бинокулярное зрение. Детям трудно определить удаленность предмета, его объем, выполнить команду «Попади мячом в цель». Поэтому используются легкие надувные и ярко окрашенные мячи, обручи разных размеров.
Для ориентировки в пространстве используется яркая и контрастная разметка на бортиках и дне чаши бассейна, а также в пространстве, расположенном над чашей бассейна. Развешенные над чашей бассейна флажки, яркие игрушки помогут увидеть границы и определить правильное направление движения в воде, если ребенок выполняет упражнения в положении лежа на спине.
Занятия по обучению плаванию мы строим по «Программе от 3до 7 лет», основанной на методике одновременного обучения, разработанной Т.А. Протченко.
Эта методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде, позволяет сократить время формирования плавательного навыка, знакомит детей со всеми спортивными способами плавания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения»
1. Плавание, как профилактика сопутствующихзаболеваний детей с нарушением зрения;2. Значение плавания;3. Традиционная и одновременная методика;4. Детски...
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"
Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....
Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зрения
Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зренияПроблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания достаточно актуальна. Уник...