Мастер-класс на тему "Игры с прищепками их значение в развитии ребенка"
учебно-методический материал (младшая группа)

В соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные направления воспитания и образования ребёнка от рождения до школы:

-Физическое развитие,

-социально-личностное,

-познавательно-речевое,

-художественно-эстетическое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Мастер-класс на тему:

«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Подготовила и провела Максимкина Н. Ю.

Козловка - 2019

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищепками»

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;

2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.

3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.

Ход мастер-класса:

В соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные направления воспитания и образования ребёнка от рождения до школы:

-Физическое развитие,

-социально-личностное,

-познавательно-речевое,

-художественно-эстетическое

Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное восприятие (от латинского sensus- чувство, целенаправленное развитие совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.

Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученых занятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результаты в развитии интеллекта и усвояемости школьной программы. Все вы знаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?

(Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения, а также на столе будут выложены нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики).

• Для развития ручной умелости можно:

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину с дополнительным материалом.

• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки.

• Переливать воду из сосуда в сосуд.

• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

• Собирать в щепотку крупы и переносить их в другую ёмкость при этом приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались»; то же, но ложечкой

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

• Закрывать крышки, заводить механические игрушки.

• Рисовать в воздухе.

• Играть с песком, водой.

• Играть с крышками, киндер-сюрпризами

• Массаж грецкими орехами.

Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в ООД.

Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. На практике система Монтессори стала активно применяться уже в 20 веке. Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во всех дошкольных учреждениях и активно используется для развития моторики и сенсорики.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

- развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие чувства ритма;

- развитие конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Требования к проведению игр с прищепками:

• Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними

• объяснить правила пользования прищепками

• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)

• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);

• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная);

• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов

• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;

• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости

• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

• недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;

• соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.

Игры с прищепками хорошо подходят для малышей от 1 года до 5 лет. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

Дидактическая игра «Часики»

Цель: формировать элементарные представления о времени; дать понятие что такое «сутки»; научить движению «По часовой стрелке» и «Против часовой стрелки»; сформировать понимание, что наша деятельность зависит от части суток.

Дидактическая игра «Сделай ёжику колючки»

Цель: развивает мелкую моторику, сенсорные навыки; творческое мышление; воображение.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: закрепить знание признаков времён года.

Задачи: развивать мышление, внимание, связную речь, мелкую моторику, память.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: формироватьзнания об окружающем мире; развивать логику, мышление, воображение, память, мелкую моторику пальцев рук, речь.

Дидактическая игра «Моделирование из прищепок»

Цель: развивает мелкую моторику, сенсорные навыки; творческое мышление; воображение. Совет – выбирать нужно пластиковые прищепки они не слишком тугие, чтобы ребёнку было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть.

Назначение: Данная дидактическая игра с прищепками предназначена детям 3-5 лет для развития мелкой моторики, для закрепления счёта в пределах 5, умений соотносить количество предметов с цифрой.

Дидактическая игра «Весёлый счёт с прищепками»

Цель: способствует развитию координации и силы пальцев рук; знакомит с цифрами, делая упор на зрительную память.

Дидактическая игра с прищепками «Цветовой круг»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Задачи: учить создавать дидактическую игру своими руками; развивать творческие способности, мелкую моторику.

Ход изготовления.

1. Для изготовления игры необходимо:

• Цветная клеящаяся пленка (или клеящаяся цветная бумага)

• Картон

• Лист бумаги

• Карандаш

• Ножницы

• Прищепки

2. Согнуть лист бумаги пополам, начертить дугу. Из полученного шаблона вырезать такой же шаблон из картона.

3. На бумаге срезать дугу, разделить фигуру пополам линией.

4. Разрезать все части на листе бумаги и выложить на столе.

5. По шаблонам вырезать цветные части и приклеить их к картонной основе.

7. Взять разноцветные прищепки и прикрепить их на том цветном секторе, каким цветом прищепка.

Созданные в данном мастер-классе дидактические игры направлены на развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, координацию движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур, соотнесения цифры с количеством. Так же данные игры помогут воспитать у ребенка усидчивость и терпение.

Вывод: Каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...

Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...

Родительское собрание. Мастер-класс для родителей: «Играем, развивая» - роль игры в речевом развитии ребенка»

Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с задачами речевого развития детей старшего дошкольного в...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии &laqu...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Мастер - класс может быть организован  в целях повышения профессиональной компетентности педагогов дщошкольных образовательных учреждений по вопросу проведения с детьми дидактических игр....