программа социально-личностного направления Лучики развития
рабочая программа (младшая группа)
Программа расчитана на работу с родителями и детьми по формированию детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_luchiki_razvitiya_-_kopiya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад № 60»
Утверждена
Педагогическим советом ДОУ
протокол № 1
от «25» августа 2017 г.
Заведующий МБДОУ «ЦРР - детский сад № 60»
г. Северск
______________С.В.Прокопьева
«26»августа 2017 г.
ПРОГРАММА
социально-личностного направления
«Лучики развития»
(срок реализации - 1 год, для детей с 1 до 3 лет)
Составитель:
Мазавина Вера Николаевна
педагог-психолог
Ворончук Маргарита Анатольевна
Учитель-логопед
ЗАТО Северск – 2017 год
Содержание
- Содержание 2
- Пояснительная записка 3
- Цели и задачи программы 4
- Содержание программы 5
- Прогнозируемые результаты 5
- Самоанализ 5
- Литература 6
- Приложение 7
Пояснительная записка
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А.С. Макаренко
Актуальность
Ранний возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие основные качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, познавательная активность, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Эти качества и способности не возникают автоматически, в результате физиологического созревания. Их становление требует воздействий со стороны взрослых, общения и совместной деятельности с ребенком. Дефицит воспитания и развития в этом возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в будущем.
В соответствии с современными тенденциями развития образования изложенными в законе РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» Действительно, ребёнок свой первый жизненный опыт приобретает в семье. И от семьи зависит дальнейшее развитие ребёнка. Но далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные приемы взаимодействия с ребёнком. В некоторых семьях сохраняется представление о раннем возрасте как о периоде физического развития. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, гигиеническим уходе (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему большого количества игрушек. В других же семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить 2-летнего малыша читать и писать, пользоваться компьютером. В обоих случаях не учитываются возрастные особенности детей, что может привести к нарушениям психического здоровья и развития малышей (задержке в речевом и умственном развитии, отсутствию воображения, дефициту внимания, импульсивности и агрессивности, эмоциональной глухоте и т. д.).
Для полноценного развития ребенка раннего возраста необходимо наличие у родителей знаний о возрастных особенностях ребёнка, приёмах эффективного взаимодействия с ним. Таким образом, не только дети, но и родители нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической поддержке со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией.
В документе ФГОС ДО, как одно из требований для успешной реализации образовательной программы, выдвинуто условие: «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».
Одной из форм такого взаимодействия на наш взгляд может стать детско-родительская группа. Поэтому в нашем ДОУ в 2015 году начала работу детско-родительская группа «Лучики развития». В результате опроса родителей было выявлены интересующие родителей темы занятий и консультаций. Мероприятия, проводимые в «Лучиках развития» решают проблемы адаптации детей, их физического и нервно--психического развития, но главной целью становится повышение родительской компетентности в воспитании детей, вовлечение семей в образовательный процесс. Таким образом, организация детско-родительской группы является одной из форм привлечения родителей к сотрудничеству.
Адресат программы:
Программа «Лучики развития» рассчитана на детей раннего возраста (1-3 лет), посещающих детский сад и их родителей. Группа комплектуется на основе анкетирования родителей, индивидуальных консультаций с родителями желающими посещать занятия, а также с родителями детей, испытывающих трудности в адаптации, часто болеющих, имеющих неустойчивый эмоциональный фон.
Новизной программы стали особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся совместно с детьми и родителями. В зависимости от темы на занятия приглашаются специалисты ДОУ. Каждый специалист обучает родителей и педагогов группы взаимодействию с ребенком в определенном виде деятельности, а также консультирует по возникающим вопросам.
В реализации программы «Лучики развития», наряду с традиционными, используются инновационные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, телесно-ориентированные. В зависимости от темы занятия применяются дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, музыкотерапия, рефлексотерапия, релаксация, игры с песком и водой, рисование на песочных столах, самомассаж, логоритмика, лечебная и оздоровительная физкультура, игры со спортивным инвентарем и тренажерами, интерактивные дидактические игры.
Состав подгрупп - постоянный.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы «Лучики развития»: вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, повышение родительской компетентности.
Задачи.
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста при посещении детского сада;
- Создание эмоционально положительного отношения к ДОУ;
- Формирование у родителей представлений о психологических особенностях, закономерностях развития детей раннего возраста;
- Оказание квалифицированной помощи родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне по разным направлениям деятельности.
- Оказание помощи родителям в решении проблем адаптации к ДОУ;
- Вовлечение родителей в образовательный процесс;
- Развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения;
- Повышение ППК педагогов, участвующих в реализации программы.
Участники реализации программы «Лучики развития»:
Педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста, специалисты ДОУ: учитель-логопед, инструктор по физ. воспитанию, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, врач ДОУ, родители.
Содержание программы
Программа включает 9 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Первые два мероприятия проводятся только с родителями и воспитателями группы и направлены на знакомство и сближение членов группы, ознакомление с правами детей и защиту детей от насилия. Все следующие занятия проводятся совместно с родителями, детьми, воспитателями. На занятия приглашаются специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструкторы по физическому воспитанию и плаванию, врач ДОУ) в зависимости от темы мероприятия. Все члены группы являются активными участниками мероприятий. Родители участвуют во всех играх и упражнениях вместе с детьми, побуждают детей к деятельности, помогают малышам при затруднениях.
Занятия проводятся в помещении группы раннего возраста, центре развивающего обучения, музыкальном, спортивном залах, песочной студии.
Прогнозируемые результаты:
- Снижение адаптационного стресса у детей раннего возраста при посещении детского сада;
- Эмоционально положительное отношение детей и родителей к ДОУ;
- Повышение родительской компетентности: знание возрастных особенностей, закономерностей развития, способов взаимодействия с ребёнком в различных видах деятельности;
- Отсутствие случаев тяжелой адаптации;
- Повышение активности родителей в жизни группы и ДОУ;
- Повышение ППК педагогов в использовании активных форм работы с семьями воспитанников.
Критерии отслеживания результатов реализации программы
- Оценка адаптации детей.
- Развитие коммуникативных навыков и речи воспитанников.
- Опрос родителей (анкетирование).
- Анализ роста ППК педагогов.
- Анализ качества оказанной образовательной услуги.
Самоанализ
Реализация программы позволила:
- сформировать доверительные, доброжелательные отношения среди родителей, между родителями и педагогами,
- вовлечь родителей в образовательный процесс,
- повысить их заинтересованность в знаниях возрастных психологических особенностей детей и педагогических приёмах взаимодействия с малышом раннего возраста.
Для оценки посещения детьми совместных мероприятий педагогом-психологом проводились наблюдения за детьми в разных режимных моментах в группе, беседы с воспитателями и родителями об изменениях в развитии детей, их адаптации к ДОУ. Анализ результатов наблюдений показал положительную динамику развития восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики. После этих мероприятий повысилась речевая активность малышей, дети спокойнее идут на контакт со взрослыми, строят доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, активнее играют.
В рамках реализации проекта педагогами активно использовались материльно-технические возможности музыкального, физкультурного залов, группового помещения, песочной студии, сенсорной комнаты, интерактивной доски, что способствовало повышению познавательного интереса и активности детей, позволяло снизить напряжение и снять телесные зажимы.
Реализация программы способствовала не только развитию малышей. В результате совместной деятельности педагоги совершенствовали опыт работы в группе, навыки самоорганизации и ведения дискуссии. Анализ роста профессионально-педагогической компетентности педагогов показал рост компетентности по всем трём компонентам: профессионально-личностному, профессионально-творческому и профессионально-деятельностному в среднем на 0,6 баллов.
Изучение результатов анкетирования родителей показало, что родители считают такие мероприятия полезными как для ребёнка, так и для родителей. Вовлечение родителей в образовательное пространство, обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, развитие коммуникабельности детей и родителей способствуют повышению родительской компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жердева Е.В. "Дети раннего возраста в детском саду"
"Феникс" Ростов-на-Дону 2007г.
2. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №3 2003
3. Захаров А.И. "Что снится нашим детям "Дельта"
Санкт-Петербург 1997г.
4. Захаров А.И. "Как предупредить отклонения в поведении ребенка" Москва "Просвещение" 1993г.
5. Купецкова Е.Ф. Оптимизация деятельности педагогов групп детей раннего возраста.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Тренинг общения с ребенком (период раннего детства)" "Речь" Санкт-Петербург, Творческий Центр "Сфера" Москва 2001г.
7. Прищепа С.С. Технология гармонизации детско-родительских отношений. Управление дошкольным образовательным учреждением 2008.№ 4.-С.14-20.
8. Роньжина А.С. "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению" "Книголюб", Москва 2004
9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» «Владос», Москва 1995г.
10. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Творческий Центр «Сфера», Москва 2002г.
11.. Соколова Т.П. Сотрудничество с родителями. Справочник старшего воспитателя . 2008. № 1, С 23-30.
12. Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. и др. "Воспитание детей раннего возраста" "Просвещение", "Учебная литература".
Москва 1996г
13. Хрящевой Н.Ю. "Психогимнастика в тренинге", «Речь"
Санкт-Петербург 2004г.
14. Боброва Т.А. «Работа по адаптации и развитию детей возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ», «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2013 г.
15. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2015 г.
16. Бабинова Н.В., Мельцина И.В. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста», «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2015 г.
Приложение
Тематический план мероприятий группы «Лучики развития»
Месяц | Тема занятия | Дата проведения |
Сентябрь | «Знакомство» Цель, задачи группы. Анкетирование. Изучение образовательного заказа. (Обсуждение с родителями, педагогами, реализующими программу) | 4 неделя сентября |
Октябрь | «Поговорим о здоровье. Защитим детей от насилия» Беседы с врачом, педагогом-психологом, родителями (законными представителями) | 4 неделя |
Ноябрь | «Игралочка» практическое занятие воспитателя с родителями и детьми | 4 неделя |
Декабрь | «От движения к мышлению» практическое занятие инструктора по физическому воспитанию с родителями и детьми | 4 неделя |
Январь | «Развиваем речь, играя» практическое занятие учителя-логопеда, педагога-психолога с родителями и детьми | 4 неделя |
Февраль | «Кинезиологические упражнения как средство развития ребёнка» практическое занятие педагога-психолога с родителями и детьми | 4 неделя |
Март | «Волшебный песок» практическое занятие педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями и детьми в песочной студии | 4 неделя |
Апрель | «Водичка, водичка…» практическое занятие инструктора по плаванию с родителями и детьми | 4 неделя |
Май | «Вот и стали мы на год взрослей» развлечение | 4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»
Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...
План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»
Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...
Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы
Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и по...
Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы
Подготовка ребенка к школе длительный и многоплановый процесс. Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год
Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности занятий в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки) «Радужное ожерелье»
Рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Радужное настроение», практических рекомендаций группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты: программ...
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...