Мастер класс Тесто
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей и детей по лепке из соленного теста
Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделок.
Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей ; укрепления связи дошкольного учреждения с семьей
Задачи:
-Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – тестопластика;
-использование теста для развития творческих способностей детей.
-познакомить с рецептами приготовления теста, о способах его окраски, применении дополнительных инструментов и приспособлений ;
- вызвать интерес к данному виду деятельности.
-развивать мелкую моторику и гибкость пальцев;
-умение работать в команде;
- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;
Материал: соленое тесто, покрашенное в различные цвета,доски для лепки, картонки, салфетки, формочки для лепки, бусинки, чеснокодавилка, стеки для лепки; кисти и клей ПВА, стаканы с водой
Участники мастер класса: дети 3-х летнего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, памятки, открытое занятие для родителей по лепке, педагогическая библиотека, подготовка для родителей красочных приглашений с указанием темы мастер-класса; подбор литературы по изготовлению поделок; оформление рекомендаций;
Планируемые результаты: родители воспитанников имеют представление о технологических возможностях соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепки, узнают основные развивающие функции лепки, возникает интерес к лепке из солёного теста, как к виду художественного творчества.
Место проведения: групповая комната
Тип деятельности: творческий, развивающий
Форма проведения: мастер - класс
Продолжительность: 40 -50 мин
Проблема: привить родителям и детям интерес к художественному творчеству и эмоционально – положительное отношение к ней.
Ход мастер-класса :
1. Вступление.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! Спасибо, что нашли время и пришли к нам. Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать нам будут ваши дети; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс.
-Что такое мастер-класс? На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Это возможность совместного творчества родителей и детей. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Вам предоставляется уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости. Вы сможете развить способности по многим направлениям.
-Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомим вас с разными способами изготовления пластичного, мягкого материала – соленого теста и с основными приемами лепки из него.
Цель любого мастер-класса – научиться новому.
А новому мы учимся для разных целей. В том числе, чтобы суметь решить какие-то проблемы, вопросы.
И поэтому начнем мы с обозначения проблемы.
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации.
Вопросы к родителям:
-Давайте подумаем вместе и разберемся. Вот как вы, как родители могли бы решить эту проблему?
(рисование, аппликация, ручной труд, пальчиковая гимнастика, лепка, пособия для мелкой моторики – шнуровки, вышивка, бисероплетение, выжигание, прописи)
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
И как одно из средств, причем очень мощное, которое может помочь решить эту проблему – это лепка из соленого теста. Кроме этой основной задачи в развитии ребенка лепка, конечно, решает и ряд других. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Ей и посвящен наш мастер-класс. А сначала посмотрите, какую красоту можно создать из этого, казалось бы, обычного материала.
-Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами) С точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Малыши учатся концентрации внимания и усидчивости. Все эти навыки пригодятся крохам при подготовке к школе.
Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно.
Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим.
Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными.
Преимущества соленого теста перед пластилином:
• можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
• легко отмывается и не оставляет следов;
• безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
• можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
• краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
• поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
• с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.
Лепка из соленого теста может стать отличным семейным занятием, ведь ничто так не сплачивает, как совместная творческая работа.
. Надеюсь, что лепка из соленого теста станет для вас увлекательным занятием, и вы сможете гордиться своим творением. Что может быть лучше, подарка, сделанного самим, ведь в нем тепло и любовь ваших рук.
А сейчас давайте поподробнее поговорим о способах приготовления солёного теста.
Рецептов существует много. Одни из них подходят для лепки мелких изделий, другие больших, третьи для лепки с детьми (этот рецепт без клея) и т. д. Каждый мастер выбирает свой. Тот, кто, может быть, увлечется лепкой в интернете, в книгах может ознакомиться с ними со всеми и поэкпериментировав с ним, выбрать свой.
Но сегодня я познакомлю вас с классическим рецептом :
Самый простой из них: 2 стакана муки, 1 стакан соли (экстра,1 стакан холодной воды.
Существуют разные варианты добавок в тесто, такие как обойный клей, растительное масло, клей ПВА, крахмал, глицерин. После замеса тесто желательно убрать в холодильник на пару часов.
Тесто бывает двух видов. Можно лепить из окрашенного теста и при необходимости докрашивать уже готовое изделие. Для изготовления окрашенного теста нужно добавить необходимый краситель в уже готовое солёное тесто и вымесить его. Если тесто получается жидковатым можно добавить в него немного муки.
Ну а сейчас я вам предлагаю приступить к практической части нашей встречи. Тесто готово, и мы можем приступать к работе с ним. Для лепки нам понадобятся различные дополнительные материалы, чтобы придать выразительности изделию. Это могут быть различные пуговицы, бусинки,формочки для печенья, ситечко, чеснокодавка и т. д
Разминка с соленым тестом
• Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
• Катание колобка в ладошках;
• Катание колобка на столе;
• Надавливание на колобок - получение лепешки;
По лепешке побежали «паучки»;
Пришли «мышки» стали норки рыть;
Налетели «гуси» стали тесто щипать;
Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;
• Скатывание лепешки в колбаску;
• Заворачиваем колбаску в «улитку»;
• «улитка» спряталась в домик – получился колобок.
Предлагаются родителям иллюстрации из книг по лепке.
После того, как изделие готово, его можно высушить или запечь. Мы конечно только сушим, естественным путем, на батарее или на подоконнике на солнышке. На это уходит больше времени. Этот способ хорош для изделий из цветного теста. Так как красители могут изменить свой цвет при сильном нагревании. Кстати учитывайте, что после высыхания в любом случае, цвета станут светлее, чем было тесто изначально.
В домашних условиях вы можете запечь в духовке. Но только не в микроволновке.
Если вы хотите сохранить вашу поделку надолго, ее можно покрыть после полного высыхания защитным составом: лаком или грунтовкой.
Родители выполняют, совместно с детьми несложные изделия из теста.
(Звучит спокойная мелодичная музыка).
Подведение итога:
-Вот вы и узнали, что такое лепка из соленого теста, и как его сделать своими руками. Теперь можно занять своего малыша полезным делом. Уважаемые родители, вам было уютно, комфортно, вы испытывали чувство радости и гордости за себя.
-Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?
-Что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.
-Нужны ли такие мастер-классы?
-В завершении нашей встречи хотелось бы пожелать всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находить свободную минутку для общения со своим ребенком.! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку! Ведь очень интересно творить вместе с детьми – лепить, рисовать! Творчество развивает мышление, фантазию, усидчивость, готовит руку ребенка к письму к подготовке к школе. На память о нашей встрече хотим раздать памятки.
Благодарим всех за внимание!
Работы раскладываются на столах (для сушки). После того, как работы высохнут будет организована выставка совместного творчества детей и родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса "Тесто это просто"
Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья-детский сад в кором всем участникам педагогического процесса,(детям,родителям,воспитателям) будет уютно интересно, безоп...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"
Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"...
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Формировать умение участвовать в коллективных играх и мероприятиях, устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необ...
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,происходящим в жизни детей в определённое время года....
Мастер-класс "Тесто - это просто"
Тестопластика - это искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста....
Мастер - класс " Тесто -это просто"
Конспект мастер-класса по тестопластике для родителей и детей «Тесто — это просто»Цель:Познакомить родителей с приёмами изображения, научить использовать знания и умения работе ...