Речевая среда
статья

Молчанова Виктория Владимировна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая среда и развитие ребенка

      Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи.

□ Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует к речевым высказываниям.

□  Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

□ Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.

□   Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).

Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия телевизора не только на психику, но и на физиологию детей.

□    Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

□ Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).

Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

□   У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...

Влияние речевой среды на речевое развитие ребенка

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....