"Как развивать слуховое внимание дошкольников" (буклет для педагогов и родителей)
консультация
"Я ему говорю-говорю, а он как будто не слышит!"
Такую фразу часто можно услышать от родителей или воспитателей в беседе с ними, когда они сетуют на проблемы с ребенком. Да, у ребенка отличный слух, он всё слышит, но... на инструкцию взрослого почему-то не реагирует (или реагирует не с первого раза). Причём не реагирует не просто на звук, а именно на речевую инструкцию. Почему? Давайте разберемся.
Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Оно включает в себя понимание слов и умение различать разные качества речи: тембр, интонацию, темп. Если слуховое внимание развито хорошо, то ребенок спокойно различает и понимает в речевом потоке смысл слов и предложений. Если же речевой слух нарушен, то и речевое общение затруднено. Причины нарушения слухового внимания достаточно разнообразны: это могут быть и повреждения нервной системы, и соматические заболевания, и эмоциональные нарушения, но часто причиной служит гиперактивность (когда нервная система ребенка перевозбуждена и он просто не в состоянии сосредоточится на каком-либо объекте или звуке). Нарушение слухового внимания, в свою очередь, может привести к снижению познавательной деятельности. Поэтому проводить своевременную работу по его развитию просто необходимо. А именно, необходимо не только успокоить нервную систему ребенка, но и "научить" ребенка прислушиваться к звукам (в том числе речевым) при помощи специальных игр и упражнений.
Ниже предоставлен буклет по развитию слухового внимания у дошкольников, который можно использовать как рекомендации родителям или воспитателям дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_sluhovoe_vnimanie.docx | 105.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Слуховое внимание. Почему же это так важно?
Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.
Включает в себя: способность к пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность, осуществление приема и оценки чужой речи, контроль своей речи.
Задания на развитие слухового внимания
Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную «настройку» слуха. С этой целью ребенку предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:
1. Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идет и т. д.). Условно назовем это «большим кругом» внимания.
2. Вслушаться в звуки, которые окружают нас в данном помещении (имеется в виду все здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса, шум электричества и др. Это — средний круг внимания.
3. Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.).
Рекомендация | В процессе проведения таких упражнений важно научить ребенка внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи. |
Рекомендация | В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. |
Вопросы, которые можно задать детям:
- Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые?
- Много ли детей гуляет во дворе?
- Какая сейчас погода на улице?
- Какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?
- Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?
- Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то громко рассказывает, и т. д.?
- Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки).
- Определить по звуку, что находится в закрытой коробке (пуговицы, деревянные палочки, песок и т. д).
Рекомендация | Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги, голоса и т. д. Поэтому удобно использовать различные шумы (например, аудиозапись). |
Примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям:
1. Послушать запись шумов и отгадать, что происходит:
а) на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.);
б) какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или милицейская машина);
в) где сейчас мама: на кухне или в ванной?
г) какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);
д) отгадать, кто пришел (по шагам);
е) рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);
ж) придумать и рассказать:
— почему лают собаки,
— почему котенок плачет,
— почему пищит щенок и т. д.
2. Послушать и нарисовать, что услышали (например, по прослушанным сказкам)
а) где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);
б) кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);
в) какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);
г) нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);
д) над каким местом пролетает «ковер-самолет» ? (над Морем, над лесом, над городом).
3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т. д.
Игры на развитие слухового внимания
«Что звучало?»
Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
«Хлопки»
Задание: сообщаем детям, что будем называть различные слова. Как только назовем животное, дети должны хлопать.
«Кто заметит больше небылиц?»
Это верно или нет,
Что, как сажа, черен снег?
Сахар – горек,
Уголь – бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
Что в упряжке ходят птицы?
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд…
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут?
(Л. Станчев)
«Дятел»
Задание: взрослый отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а дети повторяют за ним.
«Цепочка слов»
Задание: педагог называет слова, а дети по порядку повторяют их.
«Будь внимателен»
Задание: дети идут по кругу, ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой.
🖎 | Рекомендации для родителей |
Как развивать СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ дошкольников?
- Рекомендации
- Игры
- Задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем слуховое внимание
Поможем развитию слухового внимания и фонематического слуха малыша, а так же занимательно проведем время с ним....
Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание»
Для нормального развития речи ребенка необходимо научить слушать - это поможет ему научиться читать. У него будет развиваться мышление, логика, внимание. До того времени, пока он н...
Консультации логопеда для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей"
Консультации для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей" содержат подборку интересных игр и упражнений на развитие слухового внимания, важной особенности человека, б...
Консультация для родителей на тему: "Развиваем слуховое внимание у ребёнка"
Нередко на прием к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 2-5 лет и примерно такими жалобами: «Он меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он не понимает! Может быть...
Консультация для родителей "Развиваем слуховое внимание малыша 2-3х лет"
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...
Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание ребёнка»
Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, г...
Консультация для родителей дошкольников "Как развивать слуховое внимание детей"
Умение сосредотачиваться на звуке (слуховое внимание) - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение ...