Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_roditely.docx | 57.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста
Консультация для родителей
Одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать условия для максимального развития речи именно в первые три года. Многие причины задержки развития речи и её дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе.
Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствия эмоционально положительных контактов, сверхшумном окружении. Некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание нарушение темпа речи и др.) могут возникнуть на основе подражания.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах
(испуг, психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм (отказ от речевого общения при полной сохранности речевых функций), невротическое заикание.
Речь - наиболее уязвимая функция в организме человека, особенно
в раннем возрасте!
Отрицательно сказывается на речевом развитии различные неблагоприятные воздействия на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, нарушения обмена веществ.
Особенно влияет на развитие звукопроизношения в этом возрасте заболевания или аномалии развития речевого аппарата
– это такие органы, как: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма.
Учеными давно доказано, что именно в первые три года темпы речевого развития значительно выше,
чем в последующем.
К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно
8-10 слов, в 2 года- 300-400 слов, а в 3года- 1000-1500!
Для нормального речевого развития ребенку необходимо общение. Общение должно быть значимым и проходить на эмоционально положительном фоне.
Примерно до полутора лет главным образом у ребенка совершенствуется понимание обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на предмет пальчиком. Заметим, если дети своевременно не овладевают пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии самостоятельной речи, но и в психическом развитии в целом.
Для того, чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом - не просто рассматривать, а если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета (большой мячик, круглый мячик). Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше заговорит. Необходимо говорить с ребенком только о том, что его окружает, то, что находится в поле его зрения. Можно активно использовать такие моменты, как: кормление, одевание, укладывание спать и т.д. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем
ненавязчиво. «Сейчас наденем на головку шапочку. Где шапочка, покажи. Дай мне шапочку». «Сейчас будем кушать суп, Маша любит суп?» и т.д. в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы, действия и живые объекты правильным, необлегченным словом: шапка, машина, собака и т.д.
Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом.
К концу второго года жизни начинает формироваться самостоятельная речь малыша. Легкие слова произносит полностью, в трудных словах – отдельные слоги. Родителям надо помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Необходимо ненавязчиво, почти незаметно побуждать ребенка к повторению правильного произношения слов.
Ребенок может долго не заговорить, если родители ловят каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же его исполняют. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого его выполнить. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться. Во всем нужно чувствовать разумную « золотую» середину.
Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить!
Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения. Вот некоторые из них:
«Показ игрушек» - (животные, куклы, машинки и др.). Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4-5, в зависимости от возраста ребенка), игрушки расставляют в разных местах комнаты, но так, чтобы ребенок мог их достать и принести вам. В зависимости от уровня развития речи вашего
малыша задание может быть разное: просто найти игрушку по вашему предложению и обязательно назвать (Что это? Что ты принес?); сказать какая игрушка ( большая, маленькая, красивая); попросить отнести на место, спросить, что он отнес. Или ещё вариант: вы берете все игрушки и предлагаете ребенку попросить себе любую игрушку из них, побуждаете к обращению (Скажи: «Дай Ля-лю», «Дай зайку»), отдаете игрушку и говорите: «Возьми Лялю», «Возьми зайку» Следите, чтобы малыш произносил не только упрощенное слово - название, но и полностью, особенно после полутора лет. Игру можно проводить в разных вариантах (прятать игрушки, показывать, снова прятать и все время стимулировать речь ребенка вопросами:
« Кто это?», Кто убежал?», «Куда спрятался зайка? Давай поищем вместе»).
Главное, не перестараться, если ребенок не хочет, не принуждайте, повторите игру в следующий раз, когда он будет больше к этому расположен.
Задависвичка Л.И., учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»
Уважаемые родители! Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...
Консультация для родителей группы раннего возраста: "Самостоятельная деятельность детей раннего возраста".
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста....
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...
Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: «Агрессия в раннем возрасте».
Консультации предначначена для родителей детей, ведущих себя агрессивно. Раскрываются такие понятия как "агрессивность","агрессия", "агрессивное поведение",причины,профилактика и последствия. Хо...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста
В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....