Педагогическая гостиная "Академия мастеров"
методическая разработка (подготовительная группа)
О сотрудничестве детского сада и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_gostinaya.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная «Академия мастеров»
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.
В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Семья и детский сад — два кита ,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, для развития ребенка необходимо именно их взаимодействие. Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Использование в работе с родителями такой формы как «педагогическая гостиная» обеспечивает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу и полное погружение в образовательный процесс. Апробирование родителями применяемых с детьми в процессе образовательной деятельности форм, методов и приёмов работы педагогов с детским коллективом, дает им более полное представление об образовательном процессе, вселяет в них спокойствие и уверенность
Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие (обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Волшебный клубок», «Ласковое имя» и т.д., которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).
Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Помоги взрослым найти своих детей», «Узнай своего ребенка» и пр.)
Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа. Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).
Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр.), а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения»), коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось Приветствие.
За неделю до проведения гостиной мы оформили объявление-приглашение, где указали тему, дату мероприятия. Подготовительная работа заключалась в оформлении выставки детских работ по изодеятельности, декорирования группы и подготовки атрибутов для показа сказки «По щучьему велению»
.Родители вместе с детьми заняли места. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители, дети, Я предлагаю сначала с вами поиграть Упражнение «Ребенок».
Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это ребенок, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); нагрубил (загиб) и т.д….
Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты.
А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры.
- « Папа, одень меня!»
Роль ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения.
- Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
- Одень меня.
- Сначала застегни мне сапожки.
- Я не умею застегивать пуговицы.
- А где моя шапка, завяжи мне.
- А ты купишь мне шоколадку?
В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада.
После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:
Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел?
Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка?
Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации?
- «Мама, посмотри, как я нарисовала!».
Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!»
Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка.
Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.
1. Сегодня мы проведем мини-конкурс чтецов среди детей нашей группы .Победители примут участие в конкурсе чтецов Х городского Ушаковского фестиваля.
Дети читают стихи, родительское жюри оценивает. Рекомендации: участие в конкурсе принимает 6 детей: Валько Ира, Исламова Надя, Савченко Маша, Мелехова Дарина, Губарь Настя.
2 Воспитатель: Уважаемые родители, в нашем детском саду реализуется проект ранней профориентации детей «Академия мастеров». Проект поможет нашим детям приобщиться к трудовой деятельности мира взрослых. Уже в детстве ребенок начинает задумываться о том, кем будет работать вырастет. Иногда примером служат близкие люди: папа, мама, дедушка, бабушка. Художественная литература тоже влияет на решение будущего вопроса. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Мы живем в городе, где с профессией строителя связана каждая семья. Нашей группе досталась профессия- строитель. Давайте вместе подумаем, как можно осуществить реализацию этого проекта. Мы предлагаем каждому родителю вместе с ребенком выбрать строительную специальность. Для презентации выбранной профессии нужно подготовить интересное сообщение с предоставлением наглядности(фото, рисунки). Для игровой деятельности детей по проекту рекомендуется изготовить атрибуты сюжетно- ролевых игр(шапочки, пилотки, накидки с логотипами строительных профессий). Итогом нашего проекта будет создан фотоальбом «Волгодонск- город строителей».
- Воспитатель: а сейчас наши дети покажут русскую народную сказку
«По щучьему велению». Инсценирование сказки.
В: подошел к концу наш вечер, рады нашему сотрудничеству
. Прощание Упражнение «Связующая нить»
Родители вместе с педагогами садятся в круг. Психолог перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка. Тот, к кому попал клубок, наматывает нитку на палец и передает его следующему. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что участник чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим родителям. Когда клубок вернется к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Спросить участников, что, на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.
Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...
НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Ярмарка педагогических идей. Мастер – класс по оригами «В гостях у сказки»: «Волшебный квадратик». Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Мастер- класс по оригами РМО....
Распространение педагогического опыта. Мастер-класс для педагогических работников.
Мастер-класс для педагогических работников по математическому развитию....
Обобщение собственного педагогического опыта: Мастер -класс "Организация взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду"
Формирование представлений у родителей о значимости детско – родительских отношений....
«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ)
laquo;Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ) Цель: обучение участников мастер-класса применению социоигровой техноло...