Артикуляционная сказка как средство развития речи детей
статья (старшая группа)

Абужарова Валентина Вячеславовна

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детейСвязная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Формирование навыков связной речиявляется условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Каждый ребенок должен уметь содержательно,грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество – это прежде всего,сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из – за простоты и непосредственности изложения. Это позволяет развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому в своей работе по развитию связной речи я использую сказки и ставлю следующие задачи:

развиваем образную речь детей;

развиваем выразительную речь детей;

развиваем умственные способности детей;

-Развиваем воображение и творческое мышление;

воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро»«зло»«жадность»«смелость» так далее. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки,правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливая к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируя иллюстрацию. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно – ответной, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказкисопровождаю различного рода наглядным материалом. Например, сказка «Лиса и журавль»(о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга). Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки.

Детям предлагалось сочинить конец другой сказки«Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?»

Также использую прием на восприятие цвета, то есть «цветные сказки». Чтобы учить детей ярче и образнее воспринимать цвета,я рекомендую рассказать «Сказку о волшебных красках».

Воспитатель: жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.

Рисует на доске красное пятно.

И в нем все было …какого цвета?

Дети: красного.

Воспитатель: рядом стоял замок синей краски, и у нее все было… какое?

Дети: синее.

Воспитатель: чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было…какое?

Дети: зеленое.

Воспитатель: А еще дальше стоял домик желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить к друг другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.

Что получилось?

Дети: оранжевый цвет.

Воспитатель: а синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?

Дети: коричневый цвет.

После этого я сочиняю с детьми «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета. Также можно сочинить вместе с детьми «Красные сказки»«Зеленые сказки».

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Это была сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети научились:

- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширять свой словарный запас.

Также для развития связной речи детей, я старалась научить не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого я провожу беседу по картинкам со сказочными сюжетами, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.

Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Формирование навыков связной речиявляется условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

- связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Каждый ребенок должен уметь содержательно,грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество – это прежде всего,сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из – за простоты и непосредственности изложения. Это позволяет развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому в своей работе по развитию связной речи я использую сказки и ставлю следующие задачи:

- развиваем образную речь детей;

- развиваем выразительную речь детей;

- развиваем умственные способности детей;

-Развиваем воображение и творческое мышление;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро»«зло»«жадность»«смелость» так далее. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки,правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливая к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируя иллюстрацию. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно – ответной, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказкисопровождаю различного рода наглядным материалом. Например, сказка «Лиса и журавль»(о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга). Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки.

Детям предлагалось сочинить конец другой сказки: «Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?»

Также использую прием на восприятие цвета, то есть «цветные сказки». Чтобы учить детей ярче и образнее воспринимать цвета,я рекомендую рассказать «Сказку о волшебных красках».

Воспитатель: жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.

Рисует на доске красное пятно.

И в нем все было …какого цвета?

Дети: красного.

Воспитатель: рядом стоял замок синей краски, и у нее все было… какое?

Дети: синее.

Воспитатель: чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было…какое?

Дети: зеленое.

Воспитатель: А еще дальше стоял домик желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить к друг другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.

Что получилось?

Дети: оранжевый цвет.

Воспитатель: а синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?

Дети: коричневый цвет.

После этого я сочиняю с детьми «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета. Также можно сочинить вместе с детьми «Красные сказки»«Зеленые сказки».

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Это была сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети научились:

- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширять свой словарный запас.

Также для развития связной речи детей, я старалась научить не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого я провожу беседу по картинкам со сказочными сюжетами, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.

Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

В процессе  работы со старшими  дошкольниками  особое  внимание я уделяю  развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи использую  рассказывание детей. ...

Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей

Ясность — главное достоинство речи.АристотельРечь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи ...

Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)

Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста

Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста"...

Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики....

Отчет по самообразованию на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей посредством дидактических игр"

ТЕМА: « Артикуляционная гимнастика как  средство  развитие  речи  детей  младшего  дошкольного возраста  посредством  дидактических  игр»...