Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации в соответствии с ФГОС:
- Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
- У педагога должны быть чистые руки.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя .
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (использовать зеркало 9*12, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения.
- Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому - нибудь предмету или его движениям .
Работа проводится в четыре этапа:
1 Этап: дыхательные упражнения + комплекс артикуляционной гимнастики.
2 Этап: отработка звуков в скороговорках и чистоговорках.
3 Этап: работа с родителями.
4 Этап: самообразование.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки). Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"
В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....
Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)
Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...
Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речии исправления нарушений зукопроизношения у детей...
Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста
Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста"...
Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики....
Отчет по самообразованию на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей посредством дидактических игр"
ТЕМА: « Артикуляционная гимнастика как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...