Подготовка руки ребёнка к письму
статья (подготовительная группа)

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь развитую моторику руки. Это длительный и сложный процесс. В дошкольном возрасте важна на мой взгляд именно подготовка к письму, а не обучение. Задача  педагога -развитие необходимой для письма "ручной умелости" дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму.

Родители очень часто  задаются вопросом: «Все ли мы сделали для подготовки ребенка к школе?».

 Умение считать, решать логические задачки, читать, несомненно, очень важно. Но как подготовлена  рука к письму?

Часто при подготовке к школе малыш, будучи не в состоянии прописывать ряды ровных буков, начинает испытывать нежелание вообще заниматься письмом. Ребенок видит свой неуспех и расстроенную маму. Но дело здесь не в его лени или упрямстве. Причины могут быть совершенно различными. Физически (как и умственно) все дети развиваются разными темпами. У всех малышей еще от рождения разный мышечный тонус.

Если вы заметили, что ручка вашего будущего первоклассника еще не готова к письму, не отчаивайтесь, берите инициативу в свои руки.

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными, на мой взгляд,  считаю: упражнения на укрепление мышц руки  и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости. Хочу привести несколько упражнений, которые я использую в своей работе с детьми.

Упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.  

Условие задания:  закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша  и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

 Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес  ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить  внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая,  дети должны точно срисовать детали картинки.

Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи.

 Предлагаю  Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

   «Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

  «Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

    «Жук».

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.

Я веселый майский жук,

Облетаю все вокруг.

Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к.  можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо  обращать  повышенное  внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось,  есть возможность повторить  это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.

rekomendacii_po_podgotovke_rebyonka_k_shkole_moi.docx

nsportal.ru›Начальная школа›Материалы МО›…-ruki-budushchego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к письму

Формирование навыка письма - действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.   Ребёнку трудно удерживать вниман...

Подготовка руки ребёнка к письму

Цел:. предложить родителям конкретные рекомендации и советы как правильно подготовить руку шестилетки  к письму....

Буклет Подготовка руки ребёнка к письму

Информация буклета предназначена для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку развить графические навыки и, тем самым, подготовить основу для формирования у него одного из сложнейших умений - кр...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...