Рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста
консультация

Галанова Оксана Валерьевна
Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_4-5_let.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.  В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка  ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе.  Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша .

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении программных требований  (которые, как мы понимаем, основаны на речевой норме).

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет  (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только  котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи . Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа  (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец , или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь  - это не самое важное в жизни. Но подумайте,  если  у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой?  Помните, что  от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Комина Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....

Рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста

Данная статья рекомендована для родителей, а также специалистов дошкольных учреждений....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

Рекомендация по развитию речи детей дошкольного возраста

Рекомендация по развитию речи детей дошкольного возраста...