Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Кустова Анастасия

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_avtosohranennyy.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

 В этом направлении на протяжении нескольких лет изучали различную методическую литературу: программы «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной. Также в своей работе используем методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» и др. опыт работы в детском саду по патриотическому воспитанию является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация

Целью нашей работы стало:

формирование духовно-нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников.

Перед нами стояли следующие задачи:

  • Формировать представлений о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
  • Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
  • Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников.
  • Развивать эмоциональную и духовную сферы.
  • Развивать двигательную активность детей.

    Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

  Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Поэтому я посчитала необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

В работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:

-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.

Мною были отобраны следующие приоритеты:

1.Создание атмосферы национального быта. 

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

2. Широкое использование фольклора в повседневной жизни (потешек, прибоуток, пословиц, поговорок) и т. п.

 В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством. 

Росписи на посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Очень важно ознакомить детей с народно декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

4. Знакомство с русскими народными играми. 

Игры - своеобразная школа ребенка. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

5. Знакомлю с колыбельными песнями, что делают сюжетно-ролевую игру более интересной. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам.

6. Очень интересно ребятам русские народные сказки, которые шире нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Они учат детей сопереживать героям, понять, что такое хорошо и что такое плохо. В сказках добро всегда побеждает зло. (Слайд)

7. Ни один праздник не обходится, конечно же, без игр на русских народных инструментах. В младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей. (Слайд)

7. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. (Слайд)

8. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам. В средней группе начинают инсценировать народные песни, узнают о традициях празднования таких праздников как: «Арина – шиповница» (1 октября), «Зиновий – синичник» (12 ноября), «Василий – капельник» (13 марта) и др. дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Троица» и др.

К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Дети по-другому относятся к труду взрослых, восхищаются мастерством человеческих рук.

Для систематизации и расширения знаний детей о усном народном творчестве, я использую разные виды фольклора для  духовно – нравственного  воспитания, которые использую как на занятиях, так и во всех сферах деятельности . 

1.Виды фольклора:  

          Припевки, приговорки, потешки, пестушки

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

 Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

    Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

 Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Ученье – наука
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье – свет, а неученье – тьма

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 Загадки

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности:

Сестра к брату идет,
А он от нее прячется.
(Солнце и месяц).

Крашеное коромысло
Через реку повисло.(Радуга).


В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего –либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Загадки мы  используем  на любом занятии, а также на прогулках, например,  зачем мы сегодня будем наблюдать:
«Белая простыня 
Всю землю обошла»  (Облако)
И зелен, и густ-
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и  рыдать.  (Лук) Продолжая знакомить детей с домашними  животными,  загадывала такую загадку:
«Посреди двора
Стоит копна:
Спереди -  вилы
   Сзади -  метла   
  ( корова)
Вместо  хвостика,-  крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, 
А крючок  вертлявый.  (Поросенок)
В старшей группе дети знакомятся с экзотическими животными
Закрепляя о них знания  загадывала уже загадки - рифмовки:
Вот зеленое бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …………..  (Крокодил )
Он ходит,  голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…….. (Жираф)
     Скороговорки

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

 Считалки

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

 Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере  развивают считалки.
Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Требования считалки разнообразны и редко повторяются,  например: в считалке
 «На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой»
Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:
Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница
С кем хочешь,
С тем поделился.
Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!
                
 Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»). Внедряю в свою работу народные игры, хороводы, привлекая внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

 Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

 Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"

Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...

Презентация "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

       Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, ...

Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Презентация "Использование фольклора в духовно- нравственном воспитании дошкольников"

Презентация "Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...