МАСТЕР – КЛАСС «Слово на ладошке»
статья

Моисеенко Валентина

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики и игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Слово на ладошке»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики и игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, оригами, складывания разнообразных предметов из шаров, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

1 часть. Теоретическое обоснование проблемы

Недавно я услышала одну историю, в Японии, в передовой стране новшеств, были проведены исследования. Детей с малых лет усаживали за компьютер для овладения письмом с помощью клавиатуры, и они перестали разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьёз учёные выяснили – всё дело в том, что воздействие клавиатуры приходится на точки пальцев рук, не стимулирующие развитие определённых мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы были срочно возращены назад.

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по специализированной машине.

Полностью согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», я думаю, что и вы согласитесь, уважаемые коллеги, что важной работой по формированию мелкой моторики пальцев рук является "пальчиковая гимнастика". Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Благодаря "пальчиковым играм" ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Игры эти очень эмоциональны. Их можно проводить как дома, так и в детском саду. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Кроме того "пальчиковые игры" формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребёнком. 

А сейчас мы начинаем мастер-класс «Академия пальчиковых игр», который посвящен развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Но для начала, хотелось бы узнать, какие представления о развитии мелкой моторики имеете Вы.

Вопросы для обсуждения:

1. В каком возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики ребенка?

2. Для чего необходимо развивать мелкую моторику детей?

3. Какие способы и приемы Вы используете в своей работе по развитию мелкой моторики детей?

Подведение итогов опроса:

Действительно, уже давно известно, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении

Вашему вниманию  хочу предоставить пальчиковую гимнастику и игры на развитие мелкой рук, которые использую в своей работе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать самому – я пойму! »

Действительно, упражнения на развитие пальцев рук полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

2 часть. Работа с предложенным материалом

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики.(помощники) (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком- ёжиком:

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).

Оригами (помощники)или конструирование из бумаги хорошо тем, что даёт возможность ребёнку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто выполняют движения обе руки. Оригами с детьми начинаю заниматься со средней группы. К подготовительной группе дети свободно складывают листы бумаги, с большим интересом и с удовольствием, самостоятельно делают поделки из бумаги.

Пальчиковые игры (с залом), сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма, внимание, память и помогают работать над дикцией детей, способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать)

Шары ( залом)

Например: Детишки ходят в сад,

(Указательный и средний пальцы «идут»)

Им воспитатель рад.

(Разводим руки в стороны)

Им повар варит суп,

Чтоб были сыты тут.

(Вращательные движения правой руки, кисть наклонена –

«помешиваем суп»)

А если скажешь: «Пчи! » -

Придут лечить врачи.

(Показываем стетоскоп: указательный и средний пальцы

«идут» от ушей, и руки соединяются на груди)

3 часть. Рефлексия.

Мастер: на заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.

2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.

3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации», «Сфера», 2008г.

4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.

5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;

6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;

7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;

8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;

9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Сердечко в ладошке для любимой мамочки»

          Дать представление о нетрадиционных способах работы с бумагой- основная цель данного мастер - класса....

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

Мастер-класс «Слово на ладошке»

Масстер-класс на развитие мелкой моторики рук, распространение вариативных форм в работе с детьми...

Мастер-класс «Подарок на ладошках»

Предлагаю вашему вниманию интересный вариант изготовления поздравительной открытки. Дети старшего возраста легко справятся, при поддержке педагога, с её изготовлением. Младшие дошкольнику м...

мастер-класс "Эти веселые ладошки и ножки"

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дома и в детском саду для развития творческого воображения и мелкой моторики рук...

Мастер-класс по рисованию ладошкой для родителей и детей первой младшей группы ко Дню матери

Цель: установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества посредством совместного изготовления поделки.Задачи:- воспитание коммуникативных, социально...