МАСТЕР – КЛАСС «Слово на ладошке»
статья
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики и игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«Слово на ладошке»
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики и игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, оригами, складывания разнообразных предметов из шаров, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
1 часть. Теоретическое обоснование проблемы
Недавно я услышала одну историю, в Японии, в передовой стране новшеств, были проведены исследования. Детей с малых лет усаживали за компьютер для овладения письмом с помощью клавиатуры, и они перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьёз учёные выяснили – всё дело в том, что воздействие клавиатуры приходится на точки пальцев рук, не стимулирующие развитие определённых мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы были срочно возращены назад.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по специализированной машине.
Полностью согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», я думаю, что и вы согласитесь, уважаемые коллеги, что важной работой по формированию мелкой моторики пальцев рук является "пальчиковая гимнастика". Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Благодаря "пальчиковым играм" ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Игры эти очень эмоциональны. Их можно проводить как дома, так и в детском саду. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Кроме того "пальчиковые игры" формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребёнком.
А сейчас мы начинаем мастер-класс «Академия пальчиковых игр», который посвящен развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Но для начала, хотелось бы узнать, какие представления о развитии мелкой моторики имеете Вы.
Вопросы для обсуждения:
1. В каком возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики ребенка?
2. Для чего необходимо развивать мелкую моторику детей?
3. Какие способы и приемы Вы используете в своей работе по развитию мелкой моторики детей?
Подведение итогов опроса:
Действительно, уже давно известно, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении
Вашему вниманию хочу предоставить пальчиковую гимнастику и игры на развитие мелкой рук, которые использую в своей работе.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать самому – я пойму! »
Действительно, упражнения на развитие пальцев рук полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
2 часть. Работа с предложенным материалом
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики.(помощники) (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком- ёжиком:
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).
Оригами (помощники)или конструирование из бумаги хорошо тем, что даёт возможность ребёнку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто выполняют движения обе руки. Оригами с детьми начинаю заниматься со средней группы. К подготовительной группе дети свободно складывают листы бумаги, с большим интересом и с удовольствием, самостоятельно делают поделки из бумаги.
Пальчиковые игры (с залом), сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма, внимание, память и помогают работать над дикцией детей, способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать)
Шары ( залом)
Например: Детишки ходят в сад,
(Указательный и средний пальцы «идут»)
Им воспитатель рад.
(Разводим руки в стороны)
Им повар варит суп,
Чтоб были сыты тут.
(Вращательные движения правой руки, кисть наклонена –
«помешиваем суп»)
А если скажешь: «Пчи! » -
Придут лечить врачи.
(Показываем стетоскоп: указательный и средний пальцы
«идут» от ушей, и руки соединяются на груди)
3 часть. Рефлексия.
Мастер: на заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Литература:
1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.
2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.
3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации», «Сфера», 2008г.
4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.
5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;
6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;
7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;
8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;
9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Сердечко в ладошке для любимой мамочки»
Дать представление о нетрадиционных способах работы с бумагой- основная цель данного мастер - класса....
Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ
Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...
Мастер-класс «Слово на ладошке»
Масстер-класс на развитие мелкой моторики рук, распространение вариативных форм в работе с детьми...
Мастер-класс «Подарок на ладошках»
Предлагаю вашему вниманию интересный вариант изготовления поздравительной открытки. Дети старшего возраста легко справятся, при поддержке педагога, с её изготовлением. Младшие дошкольнику м...
мастер-класс "Эти веселые ладошки и ножки"
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дома и в детском саду для развития творческого воображения и мелкой моторики рук...
Мастер-класс по рисованию ладошкой для родителей и детей первой младшей группы ко Дню матери
Цель: установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества посредством совместного изготовления поделки.Задачи:- воспитание коммуникативных, социально...