Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая группа)

Петухова Лариса Петровна

О необходимости  игры с детьми дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о значении сюжетно-ролевой игры164.19 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возрастаC:\Users\Админ\Desktop\SAM_0827.JPG

Сюжетно-ролевая игра – это творческое раскрытие внутренних сил ребенка. Ребенок хочет сам быть хозяином в пространстве своей игры, определять ее ход.

Исследования показали, что игра способствует укреплению эмоциональной и психологической стабильности. Дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами. У них менее выражено агрессивность, выше способность эмоционального контакта. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом. Для творческой игры удобны простые игрушки. Они только намекают на предмет, и у ребенка развивается творческая фантазия. Это хорошо, что у ребенка развивается творческая фантазия, но лучше, если ребенок играет с настоящими предметами.

Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развивается не только связная речь, но и воображение, одна из основ умственного развития, умение выражать свои эмоции и развитие произвольности. Поставив цель, дошкольники действуют автономно и компетентно. Все вместе, оказывает благотворное воздействие на всю психофизическую и речевую природу ребенка. Игра допускает и такой ход, что все главные в игре. В игре великое множество ходов для импровизации. У детей своя игровая логика, которая не сходна с взрослой логикой.

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной подготовкой к школе.

Сюжетно-ролевая игра проявляет положительное воздействие на развитие речи. Во время игры ребенок громко ведет беседу с игрушками, где играет роль и за себя, и за нее, изображает гудение самолета, голоса зверей и т.д. Действие игры совершаются в определенном месте. Комната детей становится больницей или магазином. А играющие дети принимают на себя соответствующие роли (врача, продавца) и совершают действия от имени этих ролей. Дошкольник способен являться доктором, только в случае если есть больной, покупателем, только в случае если есть продавец, и т.п. Отсюда следует, что ролевая игра — это деятельность совместная: она обязательно подразумевает иных участников и в первую очередь сверстников.

Главным условием успешного и хорошего формирования речи детей в сюжетно-ролевой игре является разнообразие игрушек. Однако вместе с сюжетными игрушками, имитирующими в уменьшенном виде настоящие предметы, дети применяют в игре предметы, которые заменяют реальные. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем проинформировать об этом других играющих. Таким образом, в игре, помимо речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь. Функцией этой речи является согласование общих действий.

Лучше организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Путешествие», «Детский сад» и т.д. В условиях чуткого и бережливого обучения и управления сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя со временем увеличивается независимость детей в развитии планов игры, постановке её задач, подборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а кроме того осуществлении его речевого оформления. Дети со временем осваивают игровые навыки и умения, ощущают эмоциональный комфорт, реализуя собственные игровые замыслы, обретают навык общения со сверстниками. Особое развитие совершается в развитии диалогического общения.

Главный источник, снабжающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и работа взрослых. Дети дошкольного возраста часто по своей инициативе стараются осуществить «взрослую» работу — стирать, мыть пол, и т.п. Но если его попросили убрать, например, свою посуду, он найдет миллион способов, чтобы этого не совершать.

В дошкольном возрасте наступает взаимодействие детей с ровесниками. Дошкольники успешнее учатся друг у друга, чем у взрослых. Так же ребенок занимает по отношению к сверстникам разные позиции такие как «над», «под», «на равных» в том числе и «независимую».

Сюжетно-ролевая игра, формируясь, выставляет на передний план игровое правило, которое начинает исполнять основную роль, и на сцене появляется новый вид игры — игра с правилами.

Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют и чаще не хотят учить. Сейчас появилось много родителей-энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Это, кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом для гордости, и игру оставляют «на откуп» детям: если научатся, то хорошо, а не научатся то с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, все наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра требует ознакомления ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать. Если посмотреть на арсенал детских игрушек современного ребенка, говоря о сюжетно-ролевой игре, можно найти очень много таких, до которых он еще не дорос. А значит, что они будут мешать развитию игры и связной речи.

Развитие речи детей пяти - шести лет необходимо осуществлять на занятиях в ДОУ, в режимные моменты (в игровой, художественной и другой деятельности), в повседневной жизни, используя в этом процессе разные виды деятельности ребенка и, прежде всего, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.

Старший воспитатель Петухова Л.П.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной под...

Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"...