Материалы дискуссионного клуба для родителей
консультация
На заседаниях дискуссионного клуба для родителей в дошкольном учреждении «Снежинка» рассматриваются теоретические аспекты вопросов воспитания и практические подходы к их решению, предлагаются методические обоснования ряда проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы дискуссионного клуба для родителей | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
…Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости…
Золя Э.
Сегодня многие люди, те которые ответственные за воспитание и развитие молодого поколения, понимают, что в обществе происходят кризисные явления. Родители прошлого столетия сегодня – очень разные люди, несмотря на то, что сложности и проблемы типичны.
Проблемы прошлого и настоящего, традиционного и нового, проблемы разных этапов развития семьи – все эти задачи, которые с неизбежностью встают перед родителями.
Современные тенденции развития общества приводят к таким процессам, когда родители лишь интуитивно улавливают новые требования времени, иногда исполняя их, а иногда в подобной же ситуации, внезапно и для себя, для ребенка, переставая их исполнять. В тоже время, сегодня от семьи общество ожидает большей ответственности за жизнь и полноценное развитие ребенка.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Если «мера» всех вещей – человек, то «мера» ребенка – ребенок. Уникальность их семейного опыта, подлинность отношений между ними, здоровье, культура быта и досуга семьи – все отражается на жизни и будущем ребенка, на разных этапах развития ребенка.
Тип семей, уровень образования, профессия, социальная общность, книги, которые они читают, телевизионные передачи, которые смотрят - все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации взрослых, родительский опыт. Родители, не удовлетворенные своим ребенком или самим собой, думают, что тревожащие их проблемы отражают неповторимость, своеобразие их личного опыта, их индивидуальность.
Однако чаще всего за этим стоят типичные ситуации, общие для всех семей. Конечно, чем меньше опыт родителей, тем больше возможностей помочь им в самоанализе, в осознании своей педагогической компетенции, в создании условий и возможностей для развития ребенка.
Сегодня в обществе фиксируется потребность в развитии образования родителей как социально образовательного института.
В создании клуба для родителей в дошкольном учреждении «Снежинка» рассматриваются теоретические аспекты вопросов воспитания и практические подходы к их решению, предлагаются методические обоснования ряда проблем.
Цель. Формирование добросердечных взаимоотношений с детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Задачи:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка.
2. Правовое просвещение родителей.
Тема: «Полезные и бесполезные правила в жизни моего ребенка»
Цель: повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка.
Задачи:
1. Учить родителей исследовать собственные способности смотреть на мир глазами ребенка;
2.Применять методы воспитания гибко с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его настроения, конкретной ситуации.
Участники дискуссии:
Педагог-психолог, социальный педагог.
Родители воспитанников.
Оборудование: жетоны двух цветов по числу участников, задания для игр «Разрешимые ситуации», «Разные мнения», слайдовое сопровождение, памятки и анкеты на каждого участника, два стакана с карандашами.
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы вновь встретились с вами в нашем Дискуссионном клубе, чтобы обсудить проблемы, возникающие при воспитании ребенка в семье.
Ведущий. Эта встреча предоставит вам возможность посмотреть на мир глазами ребенка, глубже проникнуть в мотивы детского поведения. Возможно, вы почувствуете себя еще более уверенными в роли воспитателя ребенка. Вашему вниманию предлагаем мнение психолога.
Выступление психолога: «О правилах в жизни ребенка в семье».
( сопровождается презентацией)
В каждой семье существуют свои правила – это ограничения, запреты, требования к членам семьи. Они являются неотъемлемой частью жизни и каждого ребенка, воспитывающегося в этой семье.
Хорошо, если правила не противоречат друг другу, и их соблюдают все члены семьи – и старшие и младшие. Ведь, что это за правила, которые можно нарушать взрослым, а младшим за это грозят наказанием.
Прежде чем установить какие-то правила, следует обсудить это на семейном совете – не помешает спросить и учесть мнение членов семьи, в том числе и детей.
Правил не должно быть слишком много, они должны быть гибкими и не вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.
При выполнении правил необходимым условием является согласованное действие взрослых. Если родители предъявляют разные требования и правила к ребенку, то это может негативно повлиять на психическое развитие ребенка.
Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружеского тона, а не повелительного.
А так же важно пользоваться системой взаимных уступок, ведь принципиальность уместна меньше всего.
Итак, обобщая ранее сказанное, нужно помнить, что правила должны помогать правильно, воспитывать, развивать ребенка и никаким образом не повредить ему.
Ведущий. Просим поделиться с вашим опытом воспитания в семье. Как принято в ваших семьях? Есть ли правила, которых придерживаются все члены семьи?
Обмен мнениями
Ведущий. Уважаемые родители, предлагаем поиграть в игру «Разные мнения». Необходимо объединиться на две команды соответственно цвету карточек.
Из предложенного списка правил в семье каждой группе нужно выбрать одно и обосновать свой выбор (ведущий раздает задания).
1 группа.
Задание № 1:
А) Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями.
Б) Родители – хозяева ребенка.
В) В семье признается право каждого на ошибку.
Задание № 2:
А) Любовь связана с чувством долга.
Б) В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.
В) Ребенок отвечает за настроение родителей.
2 группа.
Задание № 1:
А) Требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны.
Б) Спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей.
В) Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.
Задание № 2:
А) Родители определяют – что правильно, а что – нет.
Б) Свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье.
В) Родители заслуживают уважения, потому что они родители.
Обмен мнениями
Ведущий. Сейчас каждой команде предлагаем анализ ситуаций.
Необходимо высказать свое решение ситуации. А может быть у команд решений будет несколько.
Ситуация 1.
«Бабушка, хочу еще поиграть с девочками», - просит Настя.
«Нет, я не разрешаю», - вмешалась мама, - ты еще не закончила порученное дело».
Девочка умоляюще смотрит на бабушку. «Ну, пусть поиграет. Стоит ли из-за этого заставлять ребенка плакать», - говорит бабушка.
«Вот ты так всегда! А потом удивляешься, почему Настя такая непослушная».
Пока взрослые выясняют, кто из них прав, а кто виноват, девочка выбегает на улицу гулять. Она знает, что за свой поступок ей отвечать не придется, бабушка заступится за нее.
Вопрос:
- Какие качества могут развиться у ребенка при таком воспитании?
- Почему необходимо единство требований?
- Бывают ли разногласия в вашей семье?
Ситуация 2.
Мальчик садится за стол с книжкой, мать делает ему замечание: «Когда едят, посторонними делами не занимаются!»
Сын возражает: «А почему папе можно?» Мама: «То папа, а то ты. Папа взрослый, ты маленький».
Вопрос:
- Допустимо ли ребенку внушать, что существует двойственное правило – одно для взрослых, другое для детей?
- Нарушаете ли вы сами выполнение своих требований?
Ведущий. Просим, понаблюдайте за собой и проанализируйте: имеют ли место подобные случаи в вашей семье?
Ведущий. Наша встреча подходит к завершению.Что интересного и нового для себя вы сегодня услышали? Примените ли это в воспитании своего ребенка?
Каждому из вас мы предлагаем высказать свои пожелания.
(Высказывание пожеланий участников).
Ведущий. В завершении хочется надеяться, что наша встреча поможет вам решить многие проблемы в вопросах воспитания своих детей. Благодарим всех за активное участие.
(Ведущий раздает памятки родителям)
Тема: «Наши дедушки, наши бабушки»
Цель: повысить авторитет бабушек и дедушек в семье.
Задачи:
-помочь родителям понять важность опыта старшего поколения в нравственном воспитании детей.
- обобщить опыт семей, в которых в воспитании детей участвуют бабушки и дедушки.
Участники дискуссии: специалисты ДОУ, родители, бабушки и дедушки воспитанников.
Вопросы для обсуждения.
1.Старшее поколение в семье (вступительное слово педагога – психолога)
2. Решение педагогических ситуаций.
3. «Роль бабушки и дедушки в воспитании моих детей»- выступление из опыта семей.
Оборудование.
Ноутбук; экран; проектор, фотоаппарат, задания для игры «Разрешимые ситуации», слайдовое сопровождение, памятки и анкеты на каждого участника,
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники нашей встречи! Сегодня мы поговорим вами о роли бабушек и дедушек в семейном воспитании. Несмотря на то, что наш город - город молодых, во многих семьях появились молодые бабушки и дедушки. Их помощь в воспитании детей порой неоценима.
Для каждого ребенка бабушка и дедушка становятся совершенно особым человеком. Дети по особенному любят своих бабушек и дедушек. В доказательство этой любви наши ребята приготовили творческие номера.
Выступление детей
Ведущий. (сопровождается слайдами)Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Мать и отец - главные воспитатели своих детей, которые отвечают за них перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи-бабушек и дедушек.
Современные бабушки и дедушки чаще всего продолжают трудиться на производстве. Они обладают большим жизненным опытом. Но для воспитания детей главным является их нравственный облик.
Дедушка и бабушка воспитывают своих внуков, многое вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У них больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами.
Таким образом, роль и авторитет в воспитании детей принципиально важны для всех членов семьи.
Ведущий. Вот такое мнение было представлено вашему вниманию. А как вы думаете о том, что должны ли старшее поколение помогать в воспитании наших детей? Приглашаем обменяться вашей точкой зрения на этот счет.
Обмен мнениями.
Ведущий. Спасибо за хорошие слова. Они непременно отзовутся в их чутких сердцах.
А сейчас, уважаемые гости, предлагаем вам ситуации, которые могут возникнуть в воспитании ваших детей. Для решения данных ситуаций просим вас объединиться на 2 подгруппы. В 1 подгруппе – бабушки и дедушки, а 2 подгруппа - мамы и папы.
1ситуация
Дети играют в комнате и нечаянно разбивают очень ценную и памятную фарфоровую вазу.
Ваши действия.
2 ситуация
Детям захотелось перед обедом съесть пирожные, приготовленные на десерт. Начинаю капризничать, и требуют своего!!!
Ваши действия.
3 ситуация
Дети вытащили из гардероба любимый дедушкин галстук и повязали его собачке. Собака естественно испортила его!!!
Ваши действия.
4 ситуация
Идет уборка квартиры, 3х летний ребенок начинает помогать, разливает воду, постоянно мельтешит перед ногами, мешает убираться.
Ваши действия.
Команды высказывают свои решения ситуаций, обмениваются мнениями
Ведущий. Благодарим вас за высказанные мнения. А сейчас предлагаем вам немного расслабиться и отдохнуть душой.
Упражнение «Внутренний ребенок»
Цель: предназначено для саморегуляции состояния играющих.
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать из этого-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое у вас выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем – нибудь, приласкайте его, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя свое) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш внутренний ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите его в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как чувствуете вы?
Ведущий. Наша встреча подходит к завершению. Что интересного и нового для себя вы сегодня услышали? Примените ли это в воспитании своего ребенка? Каждому из вас мы предлагаем высказать свои пожелания.
(Высказывание пожеланий участников)
Ведущий. В завершении хочется надеяться, что наша встреча поможет вам решить многие проблемы в вопросах воспитания своих детей. Благодарим всех за активное участие. (Ведущий раздает памятки родителям)
Ведущий. Благодарим всех участников нашего дискуссионного клуба. Желаем вам, дорогие родители, чтобы в вашей семье всегда существовало взаимопонимание и уважение между поколениями. До новых встреч!
Тема: «Наказания: за и против»
Цель: повышение родительской компетентности и уверенности в воспитании детей.
Задачи:
- оказать помощь и поддержку родителям в их родительской позиции;
- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
План мероприятия:
1. Выступление психолога «Физические наказания - чем опасен метод?»
2. «Наказания – есть нарушение прав ребенка» - выступление социального педагога.
3. Обмен мнений.
4. Интервью с детьми «Наши пожелания вам, дорогие родители»
Оформление:
1.Плакат с темой дискуссионного клуба.
2.Фотовыставка «Моя семья».
3.Выставка тематической литературы.
Оборудование: телевизор, фотоаппарат, ноутбук, карточки двух цветов.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать вас вновь в нашем дискуссионном клубе.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все - и взрослые, и дети – о проблеме целесообразности применения наказаний.
Ведущий. Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например:
« Розгой в могилу ребенка не выгонишь, а калачом не выманишь»,
«Люби сына жезлом»,
«Ненаказанный сын – бесчестье отцу»,
«Кулаком да в спину- то и приголубье сыну».
Ведущий. Предлагаем высказать разные позиции: кто за наказания - поднимите желтую карточку, а кто против наказаний – синюю карточку
Ведущий. Как вы считаете, что дает физическое наказание ребенку?
Часто ли можно использовать этот метод? Можно ли без него обойтись? Есть ли приемлемые наказания?
Обмен мнениями.
Ведущий. (Психолог) (сопровождается слайдами) Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать - есть желание мести». Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и у других впоследствии наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Ведущий. Уважаемые родители! Кто из вас может привести пример из опыта, приобретенного в собственном детстве: как повлияло на Вас несправедливое наказание со стороны близких людей, что вы испытали?
Обмен мнениями.
Ведущий. Хотите узнать, что чувствуют дети, когда их наказывают? Предлагаем вашему вниманию интервью: «Наши пожелания, дорогие родители»
Демонстрация видеоролика. Обмен мнениями.
Ведущий. (Социальный педагог) В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют на особую заботу и помощь. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты жестоко поступил». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция ООН о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», семейный и Уголовный кодексы.
Смысл любого наказания - воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять российский врач - психотерапевт, психолог, доктор психологических наук, автор научных работ и популярных книг по психологии Владимира Львовича Леви. (Демонстрация слайда)
- Наказание всегда должно исходить от мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего или за девочку и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причиненные обиды или вреда кому – либо из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание сознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становится равнодушными к воздействию родителей.
- Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых поступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда у него что – либо не получается, но он старается.
- Следует отказать от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- За один проступок – одно наказание.
- Наказание не должно вредить здоровью.
Ведущий. Наверное, у вас возникли вопросы, есть ли педагогически оправданные наказания? Если да - то, какие?
Ведущий. Предлагаем вам ситуации для анализа.
Ситуация №1.
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце - концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали- поставили в угол. После того, как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь так делать?
-Нет, ответил малыш.
-А ты понял, за что тебя наказали?- догадался спросить отец.
- Да. За то, что кашлял,- ответил ребенок.
Вопрос. Какими могут быть последствия взаимонепонимания?
Мнение родителей
Ведущий. (Мнение психолога) К педагогически оправданным наказаниям относятся:
*замечания, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
*выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
*лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., важно, чтоб он знал, за что наказан.
Ситуация №2.
-Это не я!- упрямо твердит шестилетняя Рая, исподлобья глядя на отца.
-Тогда кто же? Ведь в комнате никого, кроме тебя не было, значит, книга сама порвалась?!
-Это не я!
-Почему говоришь неправду?!
Девочка по опыту знает, что за малейшую провинность от отца следует тумак, шлепок и даже … ремень, в зависимости от настроения отца. Спасительное «это не я» иногда помогает, в особенности, если благоприятно складываются обстоятельства. Девочка растет. Растет и ее изворотливость. Ложь становится ее «второй» натурой. Ей ничего не стоит солгать при любом удобном случае.
Вопрос. Чем объяснить, что ложь стала «второй натурой» девочки. Правильно ли понимает отец Раи истину?
Мнение родителей
Ведущий. (Мнение психолога.) Родительская непомерная строгость, проявляющаяся в наказаниях за любую провинность, и детская «ложь во спасение» - величина прямо пропорциональные: чем суровее кара, тем изворотливее ложь. Так, причиной Раиной ложи является страх перед наказанием.
Ситуация №3.
Слава 6 лет впервые вместе с мамой вошли в кабинет заведующего детски садом.
Он впервые поступает в детский сад. Еще в дверях он здоровается и с интересом оглядывается по сторонам. Слава «не слышит» вопросов заведующего, обращенных к нему, он без спроса хватает альбом с картинками, берет со стола линейку, пытается открыть шкаф с игрушками, поминутно спрашивает: «Это для чего?», «Зачем это?», «Это чье?»
Мать, краснея за поведение сына, рассказывает, что он непослушный, непоседливый:
-_Построже с ним, пожалуйста, мы часто его наказываем, но никаких результатов. Трудный он у нас!
Вопрос. В чем, по вашему мнению, заключалась ошибка родителей к ребенку? Почему мама считала его трудным?
Мнение родителей
Ведущий. (Мнение психолога). Очень важно знать родителям индивидуальные особенности ребенка, и, опираясь на них, определить подход к нему.
Дети неуравновешенные, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, отличаются шумливостью, подвижностью, непоседливостью. Они чаще всего шаловливы, драчливы, непослушны. Если по отношению к таким детям взрослые станут применять наказания, то у них вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите.
У такого ребенка как, например, Слава, надо тренировать процессы торможения, формировать волевые черты, привлекая его к спокойным играм, занятиям, трудовым поручениям, следить за тем, чтобы они были целесообразно заняты. Особенно вредно воздействуют на детей частые наказания, ограничивающие их свободу, активность. Наказания перегружают и без того слабый тормозной процесс и лишь усиливают возбудимость ребенка.
Ведущий. Наша встреча подходит к завершению. Хотелось бы услышать ваши впечатления о нашем мероприятии. Было ли интересна тема дискуссии? Что из услышанного и увиденного вы примените в воспитании вашего ребенка?
Участники дискуссии высказывают свои впечатления.
Ведущий. Благодарим всех участников нашего дискуссионного клуба. В завершении хотим вам сказать, любите своих детей, уважайте их мнение и соблюдайте их права! До новых встреч!
Тема: «Толерантность в разрешении конфликтов»
Цель: познакомить родителей с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Задачи: - научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими;
- развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания;
- применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Оборудование: проектор, экран, фотоаппарат, ноутбук, карточки двух цветов.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети – толерантность.
Ведущий. Что означает, по вашему мнению, быть толерантным»?
Обмен мнениями.
Показ слайда «Страна толерантности», фон- трек 12 И.Крутого
Ведущий. Благодарим за высказанные мнения. Слово толерантность вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, к людям, миру. Способность мирным путем разрешить проблему; способность встать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и к чужому образу жизни, лояльность, широта взглядов и др.
Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. И все это с добротой, любовью и терпеньем. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладения системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.
Такие высказывания как «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони далеко не падает». «От плохого семени, не жди доброго племени» подсказывают о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: и т.д. Нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок.
Ведущий. Предлагаем вам ситуации для анализа. Для этого необходимо объединиться в группы согласно свету карточек.
Ведущие раздают карточки с ситуациями.
Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1. «Конфликт опасен, если он неразрешим»
Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки?» И тут же добавляет: «А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол!» Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Обмен мнениями
Ведущий. Спасибо за ваши мнения. А теперь послушайте мнение психолога.
(Мнение психолога) Не слишком ли много претензий сразу в один момент? Как разрешить проблему? (Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стихотворение «Оторвали мишке лапу» или «Зайку бросила хозяйка».)
Разрешение конфликта с позиции толерантности: «Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек». Итог: ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена.
Конфликт исчез, не успев появиться. Вывод: когда на человека, в данном случае на ребенка, «сваливается» сразу несколько обвинений, ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается «затор из проблем», ссора неизбежно затягивается и в ней не видно конца.
Какова же причина конфликта и выход из конфликта? (Причина конфликта - это поведение мамы в конфликте). Необходимо уточнить причину конфликта и не расширять число претензий. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
Ситуация № 2.
Паша (с радостью):
- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе):
- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает):
- Ну, пожалуйста.
Папа (отталкивает Пашу)
- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!
Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?
Обмен мнениями.
Ведущий. Спасибо за мнения. А теперь послушайте объяснение с позиции толерантности.
Мнение психолога. Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.
Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.
Выступление психолога: Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали. Мы родители, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за наших детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло!! Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попутку проверить наши души на доброту, понимание, радость и неравнодушие.
- Игровое проектирование «Самопрезентация» (Приложение) На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества, присущие участнику.
Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.
Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.
Игра «Поделюсь с тобой свеча….» Участники игры сидят на стульях, зажигается свеча, гаснет свет. По кругу свеча передается участниками в руки. Здесь необходимо проговорить что со мною происходит:
- Я грущу, когда….
- Мне весело, когда…
- Я обижаюсь, когда…
- Я злюсь, когда….
- Я радуюсь, когда…
- Я плачу, когда…
Обсуждение: Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, родителям.
Ведущий: Мы сегодня немного поговорили о толерантности. Надеемся, что наша встреча показала нам, что у нас не исказился взгляд, и не очерствело сердце. У нас много времени впереди, мы можем созидать добро, если к этому стремится!!!
Ведущий. Мы желаем вам обрести гармонию, всех вам благ!! Больше улыбок, терпимости к окружающим и, конечно же, любви!
Приложение 1. Инструкция: выберите качества, присущие вам.
№п\п | Качество личности | + | №п\п | Качество личности |
1 | Аккуратность | 26 | Обаяние | |
2 | Беспечность | 27 | Обидчивость | |
3 | Вдумчивость | 28 | Осторожность | |
4 | Восприимчивость | 29 | Отзывчивость | |
5 | Гордость | 30 | Педантичность | |
6 | Грубость | 31 | Подвижность | |
7 | Жизнерадостность | 32 | Подозрительнось | |
8 | Заботливость | 33 | Принципиальность | |
9 | Завистливость | 34 | Поэтичность | |
10 | Застенчивость | 35 | Презрительность | |
11 | Злопамятство | 36 | Развязность | |
12 | Искренность | 37 | Радушие | |
13 | Изысканность | 38 | Рассудочность | |
14 | Капризность | 39 | Решительность | |
15 | Легковерие | 40 | Самозабвение | |
16 | Медлительность | 41 | Сдержанность | |
17 | Мечтательность | 42 | Сострадание | |
18 | Мнительность | 43 | Стыдливость | |
19 | Мстительность | 44 | Терпеливость | |
20 | Настойчивость | 45 | Трусость | |
21 | Нежность | 46 | Увлекаемость | |
22 | Непринужденность | 47 | Упорство | |
23 | Нервозность | 48 | Уступчивость | |
24 | Нерешительность | 49 | Холодность | |
25 | Несдержанность | 50 | Энтузиазм |
Тема: «Отцы- воспитатели»
Цель: создание условий для осознания родителями наличия проблемы роли отца в воспитании ребенка ее актуальности и значимости.
Задачи:- познакомить с результатами исследований о роли отца в современном мире;
- выявить сущность отцовского влияния на формирование индивидуально-типологических качеств сына/дочери;
- развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей.
Участники дискуссии: педагог-психолог, социальный педагог, родители воспитанников.
Оборудование: презентация «Роль отца в формировании личности ребенка», ладошки двух цветов по числу участников, задания для игр «Разрешимые ситуации», «Разные мнения», слайдовое сопровождение.
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об отцах, о тех, кого с гордостью мы можем назвать воспитателями детских душ, обсудим проблему роли отца в воспитании детей.
Ведущий. Аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами. Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании от банкротства по долгу своей службы.
Ведущий. Неужели, в самом деле, думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственной семьи? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, на каток, в музей.
Ведущий. По утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен делать все для семьи и детей. Конечно же, не сразу, не так умело, как это делают мамы, но со временем ничуть не хуже.
Ведущий. И вряд ли кто – то имеет право мешать им заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит.
Ведущий. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать с помощью жетонов: желтый –да, синий – нет:
- Любите ли вы своих детей?
- Родительский труд – очень тяжелый труд?
- 23 февраля – день защитника отчества?
- Готовы ли вы сегодня работать в форме игры?
- Готовы ли вы сотрудничать во время игры?
Ведущий. Ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они , в свою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.
Ведущий. А сегодня в канун праздника – Дня защитника Отечества наши ребята хотят выразить свою любовь к вам в своем выступлении с творческими номерами. Давайте, встретим их!
Выступление детей.
Ведущий. Спасибо детям за положительные эмоции! А сейчас предлагаем вам интервью с детьми, которое мы записали, готовясь к нашему мероприятию.
Просмотр интервью.
Ведущий. Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют! А как вы, уважаемые родители смотрите на роль отца в семье в современном обществе?
Обмен мнениями.
Выступление педагога - психолога с презентацией.
Любящая мама – залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании детей. Отец – первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. От отношений родителей во многом зависят ее дальнейшая личная жизнь и женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.
Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными.
Отец может похвалить красивое платье дочери, или ее прическу, или что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, ее замужняя жизнь во многом определяется теми отношениями, которые в детстве сложились с отцом.
Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в его обществе, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, и пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.
Ведущий. Воспитание детей непростое дело. Нам часто приходится сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно вам ответить, что кто – кто, а уж папа точно все сумеет преодолеть.
Уважаемые родители, предлагаем поиграть в игру «Разные мнения». Необходимо объединиться в две команды: команда пап, команда мам.
Ситуация 1. Ваш ребенок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия.
Ситуация 2. Ваш ребенок целый день никого не слушает. Когда вы с ним попытались поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом.
Ситуация 3. Через полчаса по телевизору начнется трансляция чемпионата мира по футболу. (Для мам: любимый сериал). А вы никак не можете уложить ребенка. Ваши действия.
Ситуация 4. В магазине ваш ребенок увидел какую- то игрушку, и она ему срочно понадобилась. Ребенок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку».
Ведущий. Все мы сейчас смогли убедиться в том, что неразрешимых ситуаций не существует. А еще папы и делать умеют все. И готовят они не хуже мам. Это вам любой малыш подтвердит. А главное, любой ребенок готов прийти на помощь в приготовлении кулинарных изысков.
Ведущий. Такая ситуация. Жена позвонила вам, что задерживается на работе и просит забрать ребенка из детского сада, да к тому же и нет готового ужина. Вы пришли домой с малышом, открыли холодильник, а там очень скудный запас. Вам необходимо из этих продуктов приготовить ужин на троих.
На экране изображение продуктов.
Творог, яблоко, варенье, морковь, масло подсолнечное, яйца, молоко, майонез и одна сосиска/
Ответы пап.
Ведущий. Ну вот, мы убедились, что в отсутствие мам, семья голодной не останется.
Ведущий. Мы благодарим вас за участие и откровенность. Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение о сегодняшнем мероприятии, пожелания, замечания.
Ведущий. Поздравляем пап с наступающим праздником. Желаем всех благ! Спасибо за внимание. До следующих встреч.
Использованная литература:
- Анищенко И.В., Т.А. Коноваленко.85 вопросов к детскому психологу. - М.:АСТ,2009
- Ермакова С., Жаров Л. Как не орать? (опыт спокойного воспитания) – М.: -Ростов- на- ДОНУ, 2006
- Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.:АРКТИ, 2004.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Дошкольные учреждения и семья.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
- Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. Защита прав и достоинства маленького ребенка.
М.: Просвещение, 2006г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации.- М.:ТЦ Сфера, 2009
- Островская Л.Ф., педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников.
М.: «Просвещение»,1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы работы клуба для родителей "Воспитываем вместе"
В материалах представлен опыт работы по руководству клубом для родителей "Воспитываем вместе", формы и методы работы с родителями...
дискуссионный клуб для родителей тема "Если дети играют в агрессивные игры"
дискуссионный клуб...
Консультация для родителей подготовительных к школе групп_Дискуссионный клуб «Здоровые родители – здоровые дети!
Цель консультации: обратить внимание родителей на здоровый образ жизни, выяснить заинтересованность родителей проблемой здоровья семьи и готовность взаимодействовать с детским садом.Конспект консульта...
Сценарий заседания дискуссионного клуба для родителей Тема: «Хорошо здоровым быть!»
Цель:Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического и медицинского просвещения....
Сборник материалов дискуссионного клуба " У истоков" - 2021 год
Сборник материалов дискуссионного клуба " У истоков" - 2021 год...
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «У ИСТОКОВ» - 2021 года
В сборник вошли материалы докладов участников дискуссионногоклуба «У Истоков» 2021 года, проведённых муниципальным автономнымдошкольным учреждением Белоярского района «Детским садом...
Сценарий заседания дискуссионного клуба для родителей Тема: "Компьютер и здоровье детей"
дискуссионный клуб для родителей...