Консультация для родителей " Игрушки детям"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игрушки детям»
Что такое игрушка? Чем же полезны игрушки, и какую роль они выполняют в развитии малыша?
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка — это не просто забава?
Значение игрушек в жизни ребенка переоценить невозможно, ведь именно игра — основная деятельность ребенка. С младенческого возраста ребятишки, играя, познают мир. Простая и незамысловатая пирамидка может научить многому: различать цвета, размер, выстраивать логические связи. Благодаря играм у ребенка развивается воображение, обогащается внутренний мир, развиваются творческие способности. При этом ребенок не осознает, что, играя, он развивается. Именно поэтому его развитие оказывается естественным и стремительным, поскольку он увлечен играми. В этом и есть главная ценность игры.
У игрушки много сторон — педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьезное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Как помочь родителям сориентироваться в этом беспорядочном мире современных игрушек? Как помочь родителям правильно выбрать действительно полезные для ребенка игрушки? Для начала необходимо разобраться, какие все-таки бывают игрушки?
Игрушки, как и игры, бывают разные:
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).
2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства).
3. Строительные и конструктивные материалы
4. Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов.
5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания.
6. Театрализованные игрушки — это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы — марионетки).
7. Звучащие и музыкальные игрушки.
8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями.
Многие родители часто задаются вопросами: сколько игрушек должно быть у ребенка? Какие игрушки должны окружать малыша? Какие игрушки наиболее безопасны для детей? Какие игрушки подойдут для конкретного возраста, особенно для самого раннего?
Рассмотрим подробно этот вопрос.
От рождения и до одного года. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что это игрушка, что она выполняет какие-то функции, и что с ней делать. Зато малыш хорошо реагирует на цвета, звуки, формы. В этом возрасте подойдут игрушки для ванны, подвешенные игрушки. Они привлекают внимание, и ребенок пытается к ним тянуться, трогать ручками, изучая геометрическую форму — это развивает мелкую моторику, слух, мускулатуру. С игрушками-забавами малыши еще не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.
От одного года до трех лет. В этом возрасте лучше всего подойдут игрушки, которые можно двигать. Чаще всего это машинки или тележки на веревочке или без, маленькие коляски. Ближе к трехлетнему возрасту детей больше всего интересуют игрушки, которые можно разбирать и собирать. Также в этом возрасте дети очень любят подражать взрослым, поэтому можно купить игрушечный телефон или детскую кухню. Ближе к трем годам уже можно покупать глину или пластилин, карандаши.
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества. Сегодня большой выбор развивающих игрушек для детей в этом возрасте — музыкальные алфавиты и книжки со сказками и т.д.
От четырех до пяти лет. Самое время купить первый трехколесный велосипед. Также подойдут большие пазлы, наборы для раскрасок, детские безопасные ножницы — все это позволит ребенку развиваться необходимые для школы навыки. Продолжайте изучать алфавит и слова. Ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действия. Роли в игре выделяются более отчетливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки.
Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.). Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Для этого нужны такие игрушки, как мячи, прыгалки, обручи, кегли, городки. В летнее время детям дают самокаты и велосипеды, а зимнее — лыжи и коньки. Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.
Родители должны обращать внимание на то, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
— многофункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
— дидактические свойства (возможность обучения ребенка);
— возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);
— высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
Необходимо особенно заострить внимание на обязательных требованиях: невозможность использования игрушек, чтобы:
— провоцировать ребенка на агрессивное действие;
— вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);
— провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
— вызывать интересы, выходящие за рамки детского возраста.
Одним словом, выбор игрушки — дело ответственное. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит у ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игрушки для детей от рождения до 7 лет».
Уважаемые родители ! В первую очередь хочу обратиться к тем родителям, кто заинтересован в гармоничном и всестороннем развитие своего ребенка. Работая с детьми дошкольного возраста, я хочу поделиться ...

Консультация для родителей "Спички детям не игрушки"
Анализ пожаров, возникающих по причинам детской шалости с огнем, показывает, что они часто вызваны отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем над их поведением,...

Консультация для родителей «Игрушки для детей с умом!»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу -...

Консультация для родителей. Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет
Консультация для родителей. Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет...

Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста...