ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Панова Анна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_detey.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панова А.Н., воспитатель

Все мы помним с детства о том, что мальчики должны вести себя как мальчики, а девочки должны вести себя как девочки. Еще в детском саду могли поднять на смех мальчика, который начинал играть в «девчачьи» куклы вместо «пацанячьих» машинок и догонялок. И, наоборот, девочка, которая вздумала лезть с советами в «пацанячью» игру, тут же с позором из нее прогонялась.

Подобное поведение было и есть наглядным примером гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Нужно отметить, что гендерное воспитание имеет три основных аспекта:

когнитивный - это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик;

эмоциональный - это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком;

поведенческий - это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением.

Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться.

Многие мужчины в наши дни не стремятся к лидерству, не стремятся к продолжению рода и созданию крепких семей. Собственно, также, как и женщины не стремятся быть хозяйками и хранительницами очага.

В настоящее время гендерное воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

При гендерном воспитании необходимо учитывать особенности каждого пола. Мальчики и девочки по-разному воспринимают любую информацию. Связано это со строением мозга человека: у девочек левое полушарие начинает развиваться раньше, поэтому они быстрее начинают говорить и в детстве лучше логически мыслят. Обычно они предпочитают общаться в небольшом кругу, в то время как мальчики уважают спорт, соревнования и не очень любят оставаться в одиночестве.

Учитывая, что дети по-разному воспринимают информацию, при воспитании девочек лучше опираться на слуховые методы, а мальчиков – на зрительные. Кроме того, у мальчишек движения рук тоже отстают примерно на полтора года. Поэтому играть с малышками лучше на социальные, бытовые темы. С ними можно рисовать, мастерить поделки, тогда как мальчики предпочтут активные занятия.

На что направлено гендерное воспитание

В первую очередь, гендерное воспитание направлено на то, чтобы позволить детям преодолеть трудности социализации в детском коллективе. В соответствии со своей гендерной принадлежностью, дети должны правильно самоидентифицировать себя как мальчик или как девочка. В случае не совсем верной трактовки собственного «я», перед педагогами дошкольных учебных заведений стоит задача скорректировать данное мнение ребенка и направить его действия по более правильному пути.

В соответствии с тем, какой гендерный тип преобладает в характере ребенка, можно уже делать определенные выводы, продумывать особенности воспитания и корректировать его поведение.

Мускулинность подразумевает «мужской» тип характера. Такие дети чрезвычайно напористы, упрямы, стараются выбиться в лидеры, могут брать ответственность за свои и чужие поступки, а также решать более трудные задачи.

Феминность подразумевает «женский» типа характера. Это мягкость, доброта, отзывчивость, сентиментальность и готовность утешить.

Андрогинность подразумевает смешение в разных или равных частях мужского и женского в характере. Такой ребенок может и в лидеры выбиться и пожалеть при случае.

Стремление к унификации в современном обществе влияет и на процессы обучения и гендерного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно новы разрабатываемым программам, воспитание современных детей должно быть направлено на гендерное равенство в социальной и бытовой сфере, но без ущерба эмоциональной сферы гендерного развития.

То есть, современные дети, в свете данных учебных программ, должны уметь делать то, что умеют делать лица противоположных полов. Но, тем не менее, в общем и целом оставаться в рамках собственного пола. Девочки могут, к примеру, достигать определенных вершин в профессиональном спорте и осваивать сугубо мужские профессии. А мужчины же, в свою очередь, могут осваивать так называемые навыки самообслуживания, чтобы не только гвоздь в стену забить, но и поесть самому себе приготовить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...