"Игры с крупой"
консультация (старшая группа)

 

«Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей в группе компенсирующей направленности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_krupoy.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Суркова Светлана Александровна

                  учитель-логопед

                                                        МБДОУ детский сад комбинированного                                

                                              вида «Теремок» г.п Фёдоровский

«Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей в группе компенсирующей направленности».

Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь отмечают у детей патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений; активизацию их познавательной деятельности.

Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры с крупами.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Игры с крупами имеют две цели: одна из них обучающая (развитие и совершенствование ручной моторики, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой ребенок действует.

Особенности моторного развития и зрительного восприятия у детей с ОВЗ:

Несформированность ручных умений;

Узость объема и пассивность восприятия;

Нарушения зрительной сферы (инертность и непрочность зрительных образов);

Отвлекаемость, неустойчивость внимания;

Игры с крупой можно использовать с детьми имеющими:

• легкую форму интеллектуальной недостаточности;

• задержку психического развития при органических поражениях мозга;

• синдром раннего детского аутизма;

Принципы работы с крупой:

Доступность.

Связь с жизненным опытом и интересами ребенка

Эмоциональность.

Вариативность

Динамичность.

Многие игры и упражнения разработаны авторами, некоторые взяты из других пособий и адаптированы. При этом использованы приёмы работы, предложенные Катаевой. А А., Стребелевой Е. А., Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.

Виды игр с крупой:

Раздел 1. Посвящен играм и упражнением, направленным на развитие и коррекцию ручной моторики. Проведение этих игр способствует развитию у ребенка хватательных движений, развивает зрительно- двигательную координацию, соотносящие действия.

Раздел 2. Включает игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, коррекцию внимания, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.

Раздел 3. Представлен играми, способствующими развитию движений пальцев на каждой руке, развивает внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец (узор).

В раздел 4. Включены игры и задания, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия и внимания.

В разделе 5. Даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.

Условия реализации:

Для игр с крупами рекомендуем использовать:

просо, гречку, фасоль, семечки, горох и даже обычную соль;

емкости, ложечки и сито

наглядные запрещающие картинки с целью формирования основ безопасного поведения (нельзя брать крупу в рот, засовывать в нос, рот).

Использовать игры с крупой можно:

организуя совместную деятельность с ребенком (педагог – ребенок, родитель- ребенок);

на индивидуальных занятиях у дефектологов, логопедов;

в качестве индивидуальной работы воспитателю;

Важно помнить, что крупа не должна находиться в свободном доступе для детей в целях безопасности!

Этапы работы с крупой:

1. Знакомство с крупой используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики.

2. На втором этапе проводятся игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания;

3. Третий этап работы - игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор)

4. Четвертый этап - игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.

Важно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения, и ободряющее поведение взрослого, Ребенку всегда предлагается инструкция с одновременным показом определенных действий, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Способы работы с крупой на продуктивных видах деятельности и во время игр:

• Выкладывание. Наиболее простые работы – из гороха. А чтобы работы смотрелись ярче, можно раскрашивать горошинки гуашевыми красками.

• Способом засыпки лучше работать с мелкими крупами (манка, пшеничная, кукурузная крупа).

• Комбинированный способ: контур изделия – выкладыванием, а внутри – способом засыпки.

• Вдавливание в солёное тесто или пластилин.

Итак, использование игр с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции:

• мотивационной сферы детей;

• ручной моторики (тренировка мышц руки);

тактильной чувствительности;

• воображению (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

• речевого развития (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

• поведенческих отклонений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра с крупами и вермишелью

Игра называется "Накорми петушка" для детей с 1,5 лет...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Игры с крупами.

Для развития мелкой моторики ребенка в 2 года можно задействовать резервы… вашей кухни!...

Развивающие игры "Мы играем с крупой". Автор: Протасова Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад№ 5 "Радуга г. Жердевка

Этот материал предназначен как для воспитателей ДОУ так и для родителей.В играх с крупами у детей развивается мелкая моторика рук,такильные ощущения,фантазия, усидчивость, способность к творчеству....

Игры с крупами для развития моторики рук

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить....

Игры с крупой развивают малыша.

     «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга» И.И.Павлов....

Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...