"Игры с крупой"
консультация (старшая группа)
«Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей в группе компенсирующей направленности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_krupoy.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Суркова Светлана Александровна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного
вида «Теремок» г.п Фёдоровский
«Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей в группе компенсирующей направленности».
Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь отмечают у детей патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений; активизацию их познавательной деятельности.
Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры с крупами.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Игры с крупами имеют две цели: одна из них обучающая (развитие и совершенствование ручной моторики, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой ребенок действует.
Особенности моторного развития и зрительного восприятия у детей с ОВЗ:
Несформированность ручных умений;
Узость объема и пассивность восприятия;
Нарушения зрительной сферы (инертность и непрочность зрительных образов);
Отвлекаемость, неустойчивость внимания;
Игры с крупой можно использовать с детьми имеющими:
• легкую форму интеллектуальной недостаточности;
• задержку психического развития при органических поражениях мозга;
• синдром раннего детского аутизма;
Принципы работы с крупой:
Доступность.
Связь с жизненным опытом и интересами ребенка
Эмоциональность.
Вариативность
Динамичность.
Многие игры и упражнения разработаны авторами, некоторые взяты из других пособий и адаптированы. При этом использованы приёмы работы, предложенные Катаевой. А А., Стребелевой Е. А., Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.
Виды игр с крупой:
Раздел 1. Посвящен играм и упражнением, направленным на развитие и коррекцию ручной моторики. Проведение этих игр способствует развитию у ребенка хватательных движений, развивает зрительно- двигательную координацию, соотносящие действия.
Раздел 2. Включает игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, коррекцию внимания, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.
Раздел 3. Представлен играми, способствующими развитию движений пальцев на каждой руке, развивает внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец (узор).
В раздел 4. Включены игры и задания, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия и внимания.
В разделе 5. Даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.
Условия реализации:
Для игр с крупами рекомендуем использовать:
просо, гречку, фасоль, семечки, горох и даже обычную соль;
емкости, ложечки и сито
наглядные запрещающие картинки с целью формирования основ безопасного поведения (нельзя брать крупу в рот, засовывать в нос, рот).
Использовать игры с крупой можно:
организуя совместную деятельность с ребенком (педагог – ребенок, родитель- ребенок);
на индивидуальных занятиях у дефектологов, логопедов;
в качестве индивидуальной работы воспитателю;
Важно помнить, что крупа не должна находиться в свободном доступе для детей в целях безопасности!
Этапы работы с крупой:
1. Знакомство с крупой используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики.
2. На втором этапе проводятся игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания;
3. Третий этап работы - игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор)
4. Четвертый этап - игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.
Важно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения, и ободряющее поведение взрослого, Ребенку всегда предлагается инструкция с одновременным показом определенных действий, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Способы работы с крупой на продуктивных видах деятельности и во время игр:
• Выкладывание. Наиболее простые работы – из гороха. А чтобы работы смотрелись ярче, можно раскрашивать горошинки гуашевыми красками.
• Способом засыпки лучше работать с мелкими крупами (манка, пшеничная, кукурузная крупа).
• Комбинированный способ: контур изделия – выкладыванием, а внутри – способом засыпки.
• Вдавливание в солёное тесто или пластилин.
Итак, использование игр с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции:
• мотивационной сферы детей;
• ручной моторики (тренировка мышц руки);
• тактильной чувствительности;
• воображению (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
• речевого развития (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
• восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;
• поведенческих отклонений;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра с крупами и вермишелью
Игра называется "Накорми петушка" для детей с 1,5 лет...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.
Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи. Игра с крупами хорошо стимулиру...
Игры с крупами.
Для развития мелкой моторики ребенка в 2 года можно задействовать резервы… вашей кухни!...
Развивающие игры "Мы играем с крупой". Автор: Протасова Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад№ 5 "Радуга г. Жердевка
Этот материал предназначен как для воспитателей ДОУ так и для родителей.В играх с крупами у детей развивается мелкая моторика рук,такильные ощущения,фантазия, усидчивость, способность к творчеству....
Игры с крупами для развития моторики рук
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить....
Игры с крупой развивают малыша.
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга» И.И.Павлов....
Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...