Консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи во 2-ой младшей группе
консультация (младшая группа)
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_did_igry_po_rr_vo_2_ml_gr.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Дидактические игры по развитии речи во 2-ой младшей группе».
Развивающие игры для детей 3-4 лет, направленные на развитие
правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный
запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное
и понятийное мышление.
« Колючие слова».
Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь;
формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление
◈ Как играем: прочитайте строки стихотворения:
...Мне говорили как-то,
И вот забыл я все ж:
Какое слово кактус,
Какое слово еж?
Ах, да! Ну-ну! Конечно!
Колючие слова!
И гвоздь, пила, иголка —
Колючие слова!
◈ Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь?
(Комар, укол...) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы,
луна...) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед
Мороз...) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы), круглые
(сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг),
«холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые»
слова (батарея, чай, солнце), «ласковые» слова, «летние» и многие
другие.
◈ Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в
«продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в
«транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.
«Добавь слово»
Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие
окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и… (пошла гулять).
— Коля умылся и… (сел кушать).
— Оля замёрзла и… (пошла домой).
— Дети играли … (с зайчиком).
— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).
Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.
«Кто что делает»
Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего
времени; формирует наглядно—образное мышление
Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей
различных профессий.
◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите:
«Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар
— варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает
рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.
Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает
вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник?
(Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц?
Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?
◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как
пополнится словарный запас вашего ребенка.
«Назови игрушку»
Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет,
ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки,
главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и
действия рассматриваемого предмета).
Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать
их. «Это… (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке,
называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик
короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко».
Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.
«Скажи, какой» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов:
яблоко, груша, апельсин.
Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их,
например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки
предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.)
Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный), огурец
(продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор,
пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.
«Что напутал Буратино?» (усложнение
предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и
исправлять их.
Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки),
игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).
Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл
Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями
утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите
про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте
неточности в описании, например: «У утёнка синий клюв и маленькие
лапы, он кричит «мяу!» или «У зайца маленькие ушки, он зелёный»
или «У кошки колючая шубка». Попросите ребёнка исправить
услышанные им неточности.
«Моя кукла»
Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки
внешнего вида игрушки или объекта.
Материал: кукла.
Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она
огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая.
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
— Кто это? (Кукла.)
— Какая она? (Нарядная, красивая.)
— Как её зовут? (Света.)
— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)
Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть
дополняет: «Наша Света… (самая красивая). У неё… (нарядное
платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые
носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от
её имени.
«Сравни кукол» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка соотносить предметы с разными
характеристиками.
Материал: куклы, отличающиеся по внешнему виду, мячи, разные по
цвету и размеру.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть двух кукол. Попросите
своего малыша дать куклам имена (Света и Даша) и сказать, чем они
отличаются:
— У Светы светлые и короткие волосы, у Даши — тёмные и длинные.
— У Светы голубые глаза, у Даши — карие.
— Света в платье, а Даша в юбке (брюках), у кукол разная одежда.
После того как ребёнок справится с первым заданием, предложите
ему другую ситуацию:
— Куклы захотели поиграть, они взяли что? (Мячики.) Что можно
сказать про этот мячик. Он какой? (Круглый, резиновый, синий,
маленький.) А про этот мячик? (Большой, красный.) Что можно делать
с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)
— Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем
красный. Какой он? (Средний.)
«Назови, одним словом»
Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек,
посуды, одежды.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать
предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово,
которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка,
машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим
заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним
словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т.д.
«Добавь слово»
Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие
окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и… (пошла гулять).
— Коля умылся и… (сел кушать).
— Оля замёрзла и… (пошла домой).
— Дети играли … (с зайчиком).
— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры по развитию речи во 2-ой младшей группе.
1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.2) Учить детей различать и называть существенные детали и час...
Консультация для родителей «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. Одна из основных задач музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавл...
Консультация для родителей «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Одна из основных задач музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус воспитанников. И сегодня мы поговорим с вами об этом&helli...
Игры для развития речи детей в 1 младшей группе
Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои м...
Дидактическая игра по развитию речи в 1-й младшей группе Ёлочка, нарядись! Сказочка, расскажись!
Целью данной игры является развитие речи, памяти, воображения, а так же основных цветов детей 1-й младшей группы на основе любимой ими сказки....
игры для развитие речи на прогулке 2 младшая группа
игра по развитию речи на прогулке....
Дидактическая речевая игра по развитию речи для детей 2 младшей группы "День рождения у Кати"
ull;Связная речь: учить рассматривать предметы одежды, посуды, игрушки, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий описательный рассказ.•Словарь и грамматика: учить...