БУКЛЕТ "ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ"
консультация
В буклете представлены списки книг, которые рекомендованы для чтения детям с рождения до начала обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_uvlecheniem.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошая книга может стать частью личности…
Выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет), поскольку, слушая сказку, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга «проходит» мимо ребенка.
Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение! Воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно часто (кстати, аудиосказки – помощники, но они никогда не заменят «живое» чтение).
Возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему ребенку, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.
Книги для самых маленьких (до 2 лет)
На заметку: совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе.
1. Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (короткие стихотворения, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся (например, И.В. Гурина Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем) и т. д.).
2. Русские народные сказки (Колобок. Репка. Курочка Ряба. Заюшкина избушка. Теремок.).
3. Александрова З. (Мой Мишка. Топотушки. (цикл стишков о девочке Оле), стихи о детском саде).
4. Барто А. (Цикл стихов «Игрушки»).
5. Сутеев В. (Цыпленок и утенок. Три котенка. Кораблик.).
Примечание: если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Для детей 2-3 лет
На заметку: истории для детей данного возраста уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
1. Сутеев В. (Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Елка. Кот-рыболов. Разные колеса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.).
2. Чуковский К.И. (Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Путаница.).
3. Маршак С.Я. (Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный.).
4. Народные сказки (Хвосты. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят.).
Примечание: если же ребенок много смотрит телевизор и мало слушает книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела и в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов).
Для детей 3-4 лет
На заметку: полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
1. Сутеев В. (Бабушкин огород. Дядя Миша. Петух и краски. Разные колеса. Мешок яблок.).
2. Чуковский К.И. (Айболит и воробей. Тараканище.).
3. Маршак С.Я. (Урок вежливости. Про все на свете.)
4. Бианки В. (Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поет?).
5. Барто А. (Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту.).
6. Чарушин Е. (Кошка. Курочка. Как Томка научился плавать.).
7. Благинина Е. Стихи (о природе, о маме, о том, как детки маме помогают).
8. Остер Г. (Котенок по имени Гав.).
9. Народные сказки (Три поросенка. Три медведя. Бычок – смоляной бочок. Петушок и бобовое зернышко. Два жадных медвежонка (венг. сказка). Рукавичка.).
Примечание: начинать учиться пересказывать лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы. А малыши пока могут «помогать» читать родителям, когда те при чтении делают короткие паузы, чтобы ребенок заполнил их нужными словами или жестами.
Для детей 4-5 лет
На заметку: книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: забавные и веселые приключения (например, приключения Незнайки), и «страшные» сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и ироничные повествования Г. Остера и А. Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.
1. Носов Н. (Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазеры. Наш каток.)
2. Чуковский К.И. (Бармалей. Краденое солнце. Приключение Бибигона. и др.).
3. Колкотин Е. (Про медвежонка Прошку.)
4. Крылов И.А. (Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Слон и Моська. Мартышка и очки. Квартет.).
5. Пушкин А.С. (Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о попе и работнике его Балде.)
6. Чарушин Е. (Тюпа, Томка и сорока).
7. Михалков С. (Смех и слезы. Зайка-зазнайка. Дядя Стёпа.).
8. Остер Г. (Зарядка для хвоста. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Это я ползу. Бабушка удава. и др.; Испорченная погода. Обитаемый остров. Подземный переход. Сказка с подробностями.).
9. Мошковская Э. Стихи для детей.
10. Волшебные сказки разных народов (Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Горшок каши. Каша из топора.).
Примечание: Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
Для детей 5-7 лет
На заметку: книги данного цикла – это истории о дружбе и приключениях, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи: учат добру, справедливости, честности.
1. Носов Н. (Живая шляпа Федина задача. Приключения Незнайки и его друзей. Витя Малеев в школе и дома.).
2. Толстой А. (Золотой ключик, или Приключения Буратино.).
3. Мамин-Сибиряк Д.Н. (Аленушкины сказки. Серая шейка.).
4. Катаев В. (Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.).
5. Бажов П. (Серебряное копытце. Малахитовая шкатулка.).
6. Токмакова И. (Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет веселое утро. Счастливо, Ивушкин!).
7. Гайдар А. (Голубая чашка. Чук и Гек.).
8. Драгунский В. (Денискины рассказы. Двадцать лет под кроватью. Похитители собак. и др.).
9. Маршак С.Я. (Двенадцать месяцев.).
10. Самойлов Д. (Слоненок пошел учиться. Слоненок-турист. и др.)
11. Зощенко М. (Веселые рассказы.).
12. Жилинскайте В. (Замок лгунов.).
13. Толмачева М. (Как жила Тася.).
14. Дружков Ю. (Приключения Карандаша и Самоделкина.).
Примечание: список, естественно, не полный, да и деление весьма условное. Для кого-то слишком рано, для кото-то может уже не интересно. Список составлен на основании рекомендаций практикующих педагогов, психологов и программ дошкольного образования.
Очень надеемся, что данный список поможет хоть немного сориентироваться при покупке детских книг, что с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее.
Приятного вам чтения!
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,
МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7; тел.: (4712) 51-14-75,
305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85
http://www.pmc-kursk.ru
Курск 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое увлечение ЭТИ РАБОТЫ СДЕЛАНЫ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ
техника вытынанка...
Музыкальные увлечения современных дошкольников
Данная статья содержит материал для музыкальных руководителей, родителей, методистов ДОУ по музыкальным увлечениям современных дошкольников....
Обучение с увлечением
Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...
Увлечения семьи Петровых
Семья нашего воспитанника - Володи Петрова - участвовала в конкурсе "Успешная семья 2012", представляя наше дошкольное учреждение. В семье двое детей, старшая - Юля - тоже выпускница нашего детского с...
"От умения - к увлечению" (автор: Ренёва Е.Н.)
В статье даны рекомендации, как организвать досуг ребёнка интерсно и увлекательно. Складывание из бумаги - дело непростое, требующее много терпения и усидчивости. Именно эти качества и необходимо восп...
Наши увлечения
На этих фотографиях вы можете увидеть коллективные работы детей старшей логопедической группы...
Мои увлечения!!!!
Я люблю заниматься разными видами рукоделия. Здесь находятся фотографии моих работ....