Инновационные технологии в развитии речи детей
консультация (младшая группа)

В настоящее время  развитие речи детей является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов.

Основным условием ускорения развития речевой деятельности, является применение различных инновационных технологий обучения речи. К таким технологиям следует отнести куклотерапию, тестопластику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время  развитие речи детей является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов. 

Основным условием ускорения развития речевой деятельности, является применение различных инновационных технологий обучения речи. К таким технологиям следует отнести куклотерапию, тестопластику.

 КУКЛОТЕРАПИЯ

Из всех видов арттерапии важным педагогическим условием развития речи детей младшего дошкольного возраста является  использование куклотерапии. Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносят в разных видах деятельности.

Она расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить.

 Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить связную речь детей. Если говорить проще, куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. Применять куклотерапию  я начала с ясельной группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Куклы  помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость.  Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок», колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

 Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Благодаря  куклам пальчикового театра, обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках  «Колобок», «Теремок».  Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как рычит медведь, волк) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного( как кричит Петя- Петушок, как мычит корова, и.т.д.)

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко.) Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

 В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого.

 Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. 

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. 

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.). 

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо. 

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок ». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают развивать связную речь. Куклы помогают строить правильный диалог с собеседником. Речь детей становится более выразительной, грамотной, эмоциональной, красивой. Обогащается новыми словами. Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку. Мое стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребенка.

ТЕСТОПЛАСТИКА 

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

« ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Связь развития руки с развитием мозга доказывают современные педагоги и психологи. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Учитывая выводы ученых, по развитию речи, неоценимую помощь детям могут оказать занятия с применением тестопластики.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. Во время занятий лепкой ребенок концентрирует свое внимание на предмете, забывая о трудностях произношения. Сочетание тестопластики и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметов, их назначение. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, сочиняют сказки. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

К каждой теме занятий у меня подобрано художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Планируя лепить ежика, накануне предлагаю детям вместе с мамой придумать, на что похож ежик. На занятии провожу грамматическую игру “На что похож еж”. Я начинаю: “Ежик на елочку очень похож… А твой?”. В данном случае решаются следующие задачи:

учатся употреблять в речи образные сравнения;

развивается речевая активность.

Занятия по развитию связной речи очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы  изготовили   колобков, и дети охотно  пересказывали сказочные сюжеты, сами придумывали  сказки с выбранным героем- Колобком . Дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы, самостоятельно вели диалог,  пересказывали сюжет сказки с элементами драматизации.

Использование вылепленных игрушек помогает развить интонационную выразительность речи, речевое дыхание, силу голоса.

На физкультминутках чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение. Лепим жука – применяем чистоговорку: “Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит” – автоматизируем звук “Ж”.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д.

Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу. Я провела несколько занятий с забавной игрушкой Незнайкой. На занятии “Покажем Незнайке нашу группу” приходит письмо от Незнайки, который везде путешествует, ему дарят разнообразные подарки. На другом занятии “Приглашение на праздник”, дети помогают Незнайке приготовить угощения.

Рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Проводя занятия по тестопластике – дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д.

Например:

при лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно.

Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. А также я сама беру на себя какую-либо роль – волшебницы красок, колдуна или бабушки-загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать.

Изображать можно различным материалом. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.

Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.

Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Например, в занятии “Угадай, что за зверь?” – Бабе Яге надоел порядок на земле, на море, в лесу, на небе. Решила она перепутать всех зверей, птиц, рыб. Когда все спали, она с помощью злого волшебства выполнила задуманное и т.д. Это мощное средство для фантазии, словотворчества. Дети придумывают, где они живут, питаются, как зовут и т.д.

Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.


И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Тестопластика имеет много положительных свойств. Соленое тесто это замечательный и добрый материал. Оно доступно всем, дешево и легко в использовании. Самое главное, что это экологически чистый материал. При замешивании теста используется мука, вода и соль. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.

Тестопластика имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются объемные предметы.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Метод тестопластики благоприятен для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца. Таким образом, все перечисленные положительные стороны тестопластики оказывают благотворное влияние на формирование различных сторон речи. У детей обогащается словарный запас – появляются прилагательные. Им становится легче описывать предметы. Улучшается и связная речь, становится более четкой, выразительной. Улучшается внимание, память, логическое мышление. Дети стали более усидчивыми, самостоятельными, ответственными. Улучшилось качество работ по изодеятельности.

В результате использования куклотерапии и тестопластики, у детей появилось желание пересказывать и сочинять  сказки; расширился круг знаний об окружающем мире; расширился словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолели робость, застенчивость.

Список используемой литературы

  1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: "Академия", 1998.

  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога : - М.: АРКТИ, 2004.

3. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы. Дошкольное          образование, 2009, №15.


   4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
 

  1. Михайлова И., Лепим из соленого теста. – Москва.,2004

  1.  Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь.

      7. Халезова Н. Б., Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада.  – Москва.,1986.

МДОУ « Детский сад № 122 комбинированного вида »

Консультация для родителей

«Инновационные технологии в развитии речи

детей младшего возраста»


Подготовила:

Воспитатель

Долгих Т.А.

Саранск 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Использование инновационных технологий для развития речи детей с ТНР

Развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы....

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...

Инновационные технологии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС

Одним из направлений развития (образовательной области) выделено речевое развитие детей.  Согласно требованиям ФГОС ДО, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка дошкольн...