План работы с родителями
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Работа с родителями. Образовательная область " Художественно - эстетическое развитие. Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил: музыкальный руководитель
Комисаренко Оксана Владимировна
Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА».
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.
В настоящее время общение музыкального руководителя с родителями строится на следующих принципах:
- единое понимание педагогом и родителями целей и задач музыкального развития детей;
- родители и педагог являются партнерами в музыкальном развитии детей;
- уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
- максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми и их родителями;
- открытость ДОУ для семьи – обеспечение каждому родителю возможности знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, оценить уровень предоставляемых услуг.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
- Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».
План работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».
Сроки | Совместные мероприятия | Цель проведения мероприятия | Участники мероприятия | Доля Семей | |
Сентябрь
| Праздник День Знаний | Привлечение родителей к активному участию в празднике | Без участия родителей | ||
Консультация «Мы танцуем и поём- вместе весело живём» | Привлечение родителей к личному активному участию в творческой деятельности с детьми, обогащение родительского опыта при знакомстве с интересными музыкальными формами и содержанием | Родители младших групп | 82% | ||
Выступление на родительских собраниях «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей. Требования по подготовке музыкальных занятий». | Знакомство родителей с музыкальными задачами по взаимосвязи семьи и детского сада Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в музыкальную деятельность детского сада, группы | Родители всех групп | 81% | ||
Октябрь | Консультация «Для родителей вновь поступивших детей» Консультация « Мастерим музыкальные инструменты всей семьёй» Проведение Осенних праздников | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей Демонстрация своих способностей
| Родители младших групп Родители средней и старших групп Все группы | 85% 80% 100% | |
Ноябрь | Семейный конкурс по изготовлению музыкальных инструментов « Всюду музыка звучит» | Привлечение родителей к творческой жизни детского сада | Все группы | 85% | |
Индивидуальные консультации | Подготовка к конкурсу | Родители средней группы | 100% | ||
Декабрь | Консультация «Как приготовить интересный костюм на праздник?» | Знакомство родителей с вариантами новогодних костюмов Привлечение родителей к оказанию помощи в пошиве костюмов для детей | Родители всех групп | 100% | |
Проведение новогодних праздниках | Демонстрация своих способностей | Родители всех групп | 100% | ||
Январь | |||||
Пополнение медиатеки по музыкальному развитию | Активация включённости родителей в работу детского сада Накопление материала для создания условий художественно - эстетического развития детей | Родители всех групп | 82% | ||
Консультация «Раннее развитие музыкальных способностей» | Информирование родителей о музыкально-оздоровительной работе в ДОУ | Родители младших групп | 85% | ||
Оформление опыта семейного воспитания «Музыка в семейном кругу» | Обмен опытом семейного воспитания Обмен опытом по созданию семейных сценариев | Родители всех групп | 100% | ||
Военно – патриотический праздник посвящённая Дню защитников Отечества | Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца – защитника Отечества, Российской Армии | Родители старших групп | 85% | ||
Февраль | Выступление на родительских собраниях по теме: «Музыка и развитие эмоциональной отзывчивости»
Обучение родителей совместному музицированию с детьми | Продолжать знакомство родителей с музыкальными задачами по взаимосвязи семьи и детского сада Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в музыкальную деятельность детского сада, группы | Родители подготовительной группы | 90% | |
Музыкальная гостиная «Пение в жизни ребёнка | Расширение музыкального репертуара родителей Выявление музыкально – творческих родителей | Родители младших групп | 85% | ||
Праздник для мам | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли женщины - матери в семье и в обществе | Родители подготовительной группы | 82% | ||
Март | Консультация «Начните с колыбельной» | Развитие музыкального потенциала семьи Обогащение педагогических знаний родителей о том, как развивать ребёнка с помощью музыкальных произведений | Родители средних группы | 80% | |
День смеха | Привлечение родителей к активному участию в развлечениях в детском саду | Родители всех возрастных групп | 100% | ||
Консультация «Выпускной праздник в детском саду» Театральная неделя Концерт « Танцуем играя» | Привлечение родителей к личному активному участию в творческой деятельности с детьми по подготовке к выпускному празднику, обогащение родительского опыта при знакомстве с интересными формами досуга Привлечение родителей к пошиву костюмов Демонстрация своих способностей в танцевальной деятельность | Родители подгот. группы Родители всех возрастных групп | 80% | ||
Апрель | Анкетирование родителей по теме « Музыка и дети» | Все группы | |||
Праздник День Победы | Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания Демонстрация уважительного отношения к ветеранам и песням военного времени | Родители подготовительной группы | 85% | ||
Май | Праздник для выпускников «До свидания, детский сад!» | Привлечение родителей к личному активному участию в творческой деятельности с детьми при проведении выпускного праздника | Родители подготовительной группы | 100% | |
Мы танцуем и поём- вместе весело живём
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…
Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.
Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.
Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.
С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.
Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.
С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.
Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:
- Наглядно-слуховой метод — основной.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
- Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
- Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
- Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Советы родителям
1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.
Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?
Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:
1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
- развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря ребенка;
- развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
- тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
- пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.
Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Что дети приобретают через занятия музыкой:
- Воспитание характера без риска и травм;
- Развитие математических способностей;
- Развитие навыков общения;
- Развитие структурного мышления;
- Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
- Выявление новых черт характера;
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Данные формы работы музыкального руководителя соответствуют ФГТ и направлены на решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.
Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.
Список литература:
- Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
- Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
- Свирская Л. «Шпаргалки для родителей» Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
- Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории\\ Дошкольное воспитание, 1998 № 2.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.
- Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1999.
- Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка»\\Справочник музыкального руководителя, 2012 №0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...