Развитие речи детей 3-4 лет средствами пальчиковой гимнастики.
статья по развитию речи (младшая группа)

Моцарь Ольга Владимировна

«Пальчиковая гимнастика» - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше говорит ребенок!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 3-4 лет средствами

пальчиковой гимнастики

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

«Рука – это инструмент всех инструментов».

 Аристотель.

           «Пальчиковая гимнастика» - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше говорит ребенок!

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры, в Древнем Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоническое отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Игровые упражнения для кистей рук так же известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». 

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

Выполнение упражнений, ритмических  движений пальцами,  индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга ( в особенности её большой палец). Мало того они находятся  рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь.  И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

           Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая - с левым полушарием. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление. 

           Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Также возможна работа одной руки, а в процессе начнет работать и другая, повторяя полностью все движения первой руки. В будущем педагог использует только словесные инструкции.

            Дети в этом возрасте учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к., внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

             Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения, а движения должны приносить ребенку радость. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

           Для того чтобы параллельно развивалась речь, нужно выбирать два или три упражнения, сначала простые, несложные, а за тем постепенно усложнять. Использовать различные, небольшие стишки, считалки, песенки, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей. Ребёнок разовьёт внимательность, сосредоточенность, положительные эмоции между взрослым и ребёнком.

Нужно использовать  разные виды упражнений:

Упражнение для кистей рук:

        -  развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;

        -  учат напрягать и расслаблять мышцы;

        -  развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

        -  учат переключаться с одного движения на другое.

    «Шарик»        

    Я надул упругий шарик,

    Укусил его комарик.

    Лопнул шарик – не беда,

    Новый шар надую я.

    Исходное положение. 

    Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.

    «Надуваем шарик»: 

    придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч      или шарик.

    «Шарик лопнул»: 

    пальцы возвращаются в исходное положение.

Упражнение для пальцев условно статическое.

         -  совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

     «Очки»

    Вот колечки – посмотри!

    Превращаются в очки!

    Исходное положение. 

   Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.

Упражнения для пальцев динамические:

         -  развивают точную координацию движений;

         -  учат сгибать и разгибать пальцы рук;

         -  учат противопоставлять большой палец остальным.

     « Цветы».

    Утром алые цветки

    Раскрывают лепестки.

    Ветерок подует-

    Цветики волнует.

    А под вечер все цветки

    Закрывают лепестки,

    Головой качают,

   Тихо засыпают.

    Исходное положение. 

    Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с  раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

    «Утром алые цветки

    Раскрывают лепестки»:

    Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.

    «Ветерок подует-

    Цветики волнует»:

    Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН.   Покачивают «бутонами» вперед- назад.

    «А под вечер все цветки…

    …Тихо засыпают»:

    Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.

    Когда многие движения ребенку будут хорошо знакомы, можно выполнять и такие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
  • «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.
  • Конечно, лучше и легче использовать иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью картинки, потом повторят их без иллюстрации.
  • Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.

Желаю большой и увлекательной игры  с вашим ребёнком!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Артикуляционная разминка и пальчиковая гимнастика» во II младшей группе

Цели: знакомство с органами артикуляции, тренировка артикуляционной мускулатуры, её силы и умения удерживать и менять артикуляционное положение; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умений пооч...

Развитие речи детей 3-4 лет средствами пальчиковой гимнастики

laquo;Пальчиковая гимнастика» - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые дви...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики для развития речи детей с помощью нетрадиционных методик.Пальчиковые игры....