Как учить стихи с детьми.
статья
Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?
В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchit_stihi_s_detmi.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?
В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну берете на "сцену" — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он "система накопления". Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Методы заучивания стихотворений:
- Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
- Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
- Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
- Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения , затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учить стихи с детьми.
Многие родители понимают, как важно, чтобы ребенок учил стихи. Мы с удовольствием слушаем, когда какой-нибудь малыш громко и с выражением читает стихи на детском празднике! ...
Учим стихи с детьми по схемам.
Выучить стихотворение для ребенка – это большой труд и изначально сложный процесс.Работая с детьми над разучивание стихотворений, мы поняли, что использование традиционных приёмов разучивания – это пр...
Как учить стихи с детьми 2-3 лет
даются рекомендации по правильному подбору и заучиванию малых стихотворных форм...
Как учить стихи с детьми 2-3 лет
Мама с сыном разучивает стихи, читает первую строчку: «Уронили мишку на пол». Ребенок повторяет: «Уронили мишку на пол». Мама счастлива - ее сын учит первое в жизни стихотворение… Мама читает вторую с...
"Как правильно выбирать и учить стихи с детьми".
Информация для родителей, как правильно выбирать и заучивать стихи с детьми дошкольного возраста....
"Как правильно учить стихи с детьми дома"
В консультации даются рекомендации родителям, о том, как учить стихи с детьми дома....
Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет
Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет. Советы родителям....