Доклад на родительском собрании в подготовительной группе Тема: «Ребёнок и книга»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_doklad_15.01.2019_.docx | 425.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»
(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)
Доклад на родительском собрании в подготовительной группе 6/13 «Гномики»
Тема: «Ребёнок и книга»
Подготовили и провели
Воспитатели
Мереуца Е.А.
Урусова С.Н.
г.Долгопрудный
15.01.2019г.
Родительское собрание «РЕБЕНОК И КНИГА»
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
стимулировать самообразование родителей;
прививать навыки читательской культуры;
воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа:
• Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома через анкетирование и беседу с детьми.
• Подготовить памятки для родителей (Как обращаться с книгой ваш ребенок, Если вы решили купить ребенку книгу, Как стать хорошим читателем.)
• Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла… »
Ход встречи:
1. Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли сегодня на нашу встречу, которое называется «Любимые книги наших детей»
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
К сожалению сегодня, детям читают не так часто, некоторым вообще не читают, а немногим читают от случая к случаю. Родителям проще сейчас, чтобы ребёнок смотрел мультики или играл в компьютерные игры, чем читать.
А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.
2. Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку
Путаница:
• Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
• Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой)
Волшебное средство:
• у Буратино (золотой ключик)
• у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
• у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
• у солдата из сказки Андерсена (огниво)
3. Мы провели анализ ваших анкет, и выяснили:
1.Вы дома детям читаете, но не каждый день,
2.Очень хорошо, что вы обсуждаете с детьми прочитанные книги.
3.Приятно, что у всех детей есть небольшие библиотечки, включающие в себя разно жанровые книги.
4.Выяснилось, что совсем мало детей рассказывают дома, о чём мы читаем в детском саду, значит нужно самим родителям спрашивать, беседовать с детьми.
5.В библиотеку ходят только три ребёнка,
6.И очень мало семей читают долгосрочные книги с детьми, это тоже плохо, ведь длинные произведения формируют память, воображение.
7.Многие родители, даже не читают журналы и газеты, значит детям не с кого брать пример.
4. «Роль книги в семейном воспитании»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.
— Обоснуйте свою точку, зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)
— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книги? (Мнения родителей.)
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Необходимо научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Обратить внимание родителей на то, что необходимо с детства прививать ребенку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определенном месте, ремонтировать в случае необходимости. Подтверждением сказанного могут служить слова: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
5. А сейчас немного поиграем:
Назовите заглавие сказок.
Ах, отец, я очарован
Незнакомкой молодой.
На балах среди придворных
Не встречал красы такой.
(Золушка)
Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка)
Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)
Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
Меня … зовут.
(Дюймовочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. «Ребенок не хочет читать» Воспитатель обращается к родителям, просит желающих рассказать, как они поступают, если ребенок отказывается слушать. Родители высказываются, делятся опытом.
7. Совет воспитателя «Как читать книгу ребенку»
Важное значение для ребенка имеет правильное интонационно-окрашенное чтение, как оно помогает детям выделить наиболее яркие поступки героев, поддержать эмоциональную заинтересованность ребенка. Необходимо обращать внимание на то, как изменением высоты и эмоциональной окраски голоса можно обозначить каждый персонаж.
Важен язык художественных произведений.
Воспитатель в качестве практического задания зачитывает родителям два варианта обработки сказки «Теремок» (по возможности текст выводится на экран через проектор для наглядности) и предлагает выбрать тот вариант, который, по их мнению, наиболее удачен с точки зрения восприятия текста детьми.
Вариант I
Пришел медведь и стучится:
- Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- Я, лиса - при беседе краса.
- Я, волк-волчише - из-за куста хватыш. А ты кто?
- Я вам всем пригнетыш.
Сел медведь на горшок, горшок раздавил, всех зверей распутал.
8. Разучивание игр для детей.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
10. Заключительное слово воспитателя:
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Важно научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет понимать прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что необходимо с детства прививать ребенку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определенном месте, ремонтировать в случае необходимости.
11. Решение собрания:
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:
- рассказать детям о библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения.
- читать ежедневно с ребенком детские книги;
- обсуждать с ним прочитанное;
- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;
- регулярно разучивать с детьми стихотворения.
Каждая семья получает памятки с рекомендациями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время (подчеркнуть необходимое).
2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе (подчеркнуть необходимое)
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___
5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___
6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) _________________________________
__________________________________________________________________
7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений
8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___
9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___
10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___
11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? _____________
__________________________________________________________________
12. Читаете ли вы сами литературу? ___
13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу__________
__________________________________________________________________
Благодарим вас за сотрудничество!
Памятки для родителей
Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан
Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению мы предлагаем следующие советы:
В семье должна быть домашняя библиотека.
Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг
Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать, хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков: дескать, вон они какие молодцы, а ты...
Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).
Не прекращайте чтение вслух тогда, когда наш ребенок научится читать достаточно бегло. Читать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.
Посетите с ребенком библиотеку и регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.
Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.) по интересующей его тематике.
Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интересов и увлечений (при его непосредственном участии).
Во время поездки (на поезде, в машине, самолете) предлагайте ребенку видео - и аудиозаписи знакомых литературных произведений.
Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся персонажей, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, склеив из бумаги и картона и т. д., разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец сказки или рассказа.
Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними: не брать грязными руками, не перегибать книгу, не класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы, хранить в специально отведенном месте.
Памятка для родителей
«Что и как читать ребенку дома»
Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.
А. П. Чехов
При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:
Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.
Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки. У детей разные вкусы и предпочтения, поэтому нужно читать книгу по выбору ребёнка.
Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.
Объясняйте до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
Читайте выразительно, меняя тембр и интонацию голоса, соблюдая знаки препинания, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.
По ходу чтения задавайте вопросы, уточняя, как малыш понял, поясняйте непонятное . Обязательно после прочтения книги, нужно поговорить о прочитанном, разобрать поступки героев, определить плохие они или хорошие, рассмотреть иллюстрации. Предложить ребёнку нарисовать как он представляет себе события прочитанного.
Надо выбрать правильное время для чтения, читать нужно по 20-30 мин, чтобы ребёнок не уставал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительское собрание в средней группе Тема: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – эт...
Сценарий родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Ребёнок 5 -6 лет»
Сценарий родительского собрания в подготовительной группеТема: «Ребёнок 5 -6 лет» Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, соучастие в организации деятельности по...
разработка родительского собрания в старшей группе тема"Время читать книги"
Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения Поощрять их стремление развивать у детейинтерес к чтению познакомитьс литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художеств...
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по подготовки детей к школьной жизни; вовлечение родителей в проц...
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Готовность ребёнка к школе»
Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика....
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – бу...
Доклад для родительского собрания в подготовительной группе
Доклад для родительского собрания в подготовительной группеНа тему: «Безопасное лето»...