Что такое ФФНР? Стёртая дизартрия?
консультация
Вашему ребёнку поставлено логопедическое заключение ФФН? или ФФНР? Стёртая дизартрия? или МДР? Этот материал для Вас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое ФФНР? Стёртая дизартрия? | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ФФНР? СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ?
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:
гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] — [р])
глухие — звонкие,
твердые — мягкие.
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей». При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] — [р].
Фонематическое восприятие всех звуков заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звукослоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков.
К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. При фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются и просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления общего речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Часто дети с ФФНР имеют стёртую дизартрию. Они нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. Для детей со стёртой дизартрией характерны:
1.Фонетические нарушения.
2.Фонематические нарушения.
3.Нарушения просодики.
4.Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
5.Расстройство общей моторики.
6.Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
7.Расстройство артикуляционной моторики.
Логопедическое заключение может выглядеть так: МДР - Минимальные дизартрические расстройства.
Это та же стёртая дизартрия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (мануальный массаж О. Приходько мышц артикуляционного аппарата) с ребёнком 4-х лет со стёртой
Конспект индивидуального логопедического занятия...
« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...
Методика работы по формированию ЗКР у детей со стёртой формой дизартрии.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Она ха...
Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией
Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (арти...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРД С ДОШКОЛЬНИКОМ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л"
ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. КОНСПЕКТ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НАЧИНАЮЩИМ ЛОГОПЕДАМ....
Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"
В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности просодических ...