Рекомендации для родителей: что важно развивать в раннем и дошкольном возрасте
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Куракина Наталья Александровна

Статья включает  в себя краткий обзор возрастных периодов развития детей. И в соответствии с этими периодами подобраны определенные игры, сферы деятельности ,которые нужно развивать в раннем возрасте и на что обращать внимание молодым родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_smi.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей: что важно развивать в раннем и дошкольном возрасте

С появлением первенца в семье перед молодыми родителями возникает множество задач: вопросы здоровья малыша, питания, режима дня, развитие – важно, чтоб не отставал, а лучше, чтоб опережал сверстников. В общем, чуткому, внимательному, думающему, небезразличному родителю сегодня ой как не просто.

В последние годы все прочнее входит в нашу жизнь термин «раннее развитие». А вместе с тем и фамилии, которые многие могли слышать,  интересуясь данным вопросом - Монтессори, Доман, Никитины, Зайцев и пр. Методик, направленных на раннее развитие много. Перед родителями встает выбор обучать ли ребенка самостоятельно или в группе раннего развития, отдавать в детский сад или дома с няней или подождать с кружками и не лишать свое чадо детства.

Когда говорят о раннем развитии, имеют ввиду интенсивное развитие способностей ребенка от 0 до 3-4 лет. Учеными доказано, что развитие клеток головного мозга к 3 годам завершается на 70%, к 6-7 годам на 90%. Можно представить сколько возможностей упускают те родители, которые не используют врожденный потенциал своего ребенка. Педагоги новаторы утверждают , что школа с 7 лет – это поздно.

Возраст от 0 до 3 лет

После рождения детский  организм начинает бурную деятельность естественного развития зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Он приспосабливается к новым условиям жизни. Получение все новой и новой информации является необходимостью. Мозг малыша все время работает, сравнивает, делает выводы.

Бывают периоды спада и подъема в развитии каждого ребенка. Период подъема, когда он активнее всего воспринимает информацию и быстрее, чем в другое время обучается чему-либо называют сенситивным периодом. В такой период ребенок максимально развивает заложенные в нем способности. Развиваются те или иные структуры головного мозга, отвечающие за определенные навыки.

Сенситивные периоды не повторяются никогда, повлиять на этот процесс невозможно. В наших силах только создать максимальные условия для развития, можно их предвидеть и создавать определенную среду. Точных сроков нет, каждый ребенок развивается в своем темпе и возраст обычно указывается приблизительно.

От о до 3 лет самый важный период, ребенок подобен информационной губке, ему необходимо знать все об этом мире. Созревает основа интеллекта плюс двигательный интеллект. Движение – как способ познания мира. Чем сложнее движение, тем больше требуется физических и умственных усилий. Движение должно быть с целью (подставки под ноги, чтоб достать повыше, крючки и шкафчики для одежды на уровне ребенка).

Рекомендуется в период 0 – 3,5 года:

движение

- плавание

- ипотерапия (с 10 месяцев)

- скалодром (с 2 лет) для гиперактивных детей особенно!

интеллект (первая половина дня – 15-20 минут).

- крупная моторика

- мелкая моторика (от 1,5 до 2,5 период маленьких предметов: пуговицы, горох, специальные упражнения: нанизывание, собирать и разбирать модели из конструктора (целое и части)).

Творчество (с 8 месяцев обязательно, лучше вечер)

- пальчиковые краски

- пластилин

- карандаши

- клей

В занятиях важна регулярность, чтобы родители привыкли заниматься с ребенком чем-то. Это дело привычки и это очень важно для развития вашей с ребенком эмоциональной связи, чтобы к 5 годам ее не потерять. Каждый день должна быть смена деятельности. Все развивающие игрушки должны быть чуть сложнее, чем может ребенок. Внимание и манипуляция игрушками у детей раннего возраста лот 30 секунд до 2 минут. А что важнее крупная или мелкая моторика? Где слабее, на то и обращаем больше внимания, важно не запускать.

Удачным вариантом могут быть групповые занятия в детском центре вместе с мамой. Важно, чтоб структура занятия включала в себя упражнения на развитие физической активности, познавательную и эмоционально-волевую сферы.

 От 2 до 4 лет

«Золотой» период формирования представления о порядке и аккуратности. Детям очень важно чувство постоянства, знать и видеть предметы на своих местах (посуда, обувь, одежда, игрушки). На стуле – сидят, за столом – едят. Ребенок внимательно наблюдает за «своим» взрослым, для него ваш пример – критерий нормы и усвоение норм поведения в обществе.

От 2,5 до 6 лет

 Формируется представление, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

От 0 до 5 лет

Сенсорное развитие: цвета, формы, размеры, звуки, запахи. Современные развивающие игрушки рекомендованные для этого возраста, учитывают все эти аспекты.

От 0 до 6 лет

Активное развитие речи. К 4,5 месяцам младенец способен ощущать речь как нечто особенное, смотрит в рот говорящему, поворачивает голову на источник звука. Если ребенок не реагирует, то это тревожный сигнал для родителей, возможны проблемы со слухом.

Младенцы учатся подражать звукам, пуская пузыри и слюни тренируют речевой аппарат. К первому году получаются первые слова, выражающие мысли.

К 1,5 годам начинают выражать свои чувства, желания. Осваивают грамматические нормы языка, возникает у детей «свой язык» (ать - дать, ди – иди). В этот период как никогда важно больше говорить с малышом, читать простые сказки, стишки; рассматривать картинки и по ним придумывать рассказы; не «сюсюкать» и не повторять его слов.

2 – 2,5 года часто разговаривают сами с собой, таким образом, можно узнать о чем ребенок думает. Можно услышать логические цепочки, последовательность его мыслей. Этот этап короткий и со временем переходит во внутренний монолог.

В 3 – 4 года начинают говорить целенаправленно и связанно. Решает свои проблемы, выражает свои эмоции и желания с помощью речи. Начинает интересоваться буквами, самое время для магнитного алфавита. К 4,5 – 5 годам ребенок как правило готов учиться самостоятельно читать.

С 3 до 5 лет

Творческое развитие. Приветствуются занятия на гончарном круге.

 

5 лет

Возраст также очень важный, приходит понимание времени, страх смерти. В настольных играх манипуляции уходят на второй план, больше эмоциональных моментов.

С 3 до 7 лет

На первое место выходит занятие каким-то видом спорта, важна нейродинамика, выносливость. Обязательно посещение кардиолога и ортопеда. Ребенок учится давать сдачи, защищать свое. Успешность в этот период дает не интеллект, а агрессия.

С 5 до 7 лет

20 – 30 минут в день выделять для настольных игр, лучше стратегических (шахматы, крестики-нолики), усложняя игры по мере осваивания. Период подготовки к школе.

 От 2 до 6 лет

Период музыкального развития. Музыкальная школа – место, где прокачивают мозги (сольфеджио, хор, ритмика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...

«Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. ...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...

Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»

Рекомендации для родителейпо физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...