«Дидактические игры для развития логического мышления и воображения» (Родителям на заметку)
статья (младшая группа)

Мамонова Надежда Митрофановна

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что плавает, что тонет?»

          Игра на развитие любоз-нательности, наблюдательности, логического мышления.       Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем, почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности

Мышление основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
         На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.


РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

«Дидактические игры

 для развития

логического мышления

 и воображения»

Игра  «Бывает – не бывает»

          Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.

Игра «Классификация»

     Предложенная игра позволяет выявляет умение обобщать, логически мыслить,  строить обобщение на отвлеченном материале.

Инструкция: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.

1) дождь, снег, осадки, град, иней (осадки)

2) дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево)

3) молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо)

4) горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий)

5) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание)

6) темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный)

7) самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника)

8) храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).

Игра «Смысловые ряды»        

Взрослый строит смысловой ряд и предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Например: карандаш — бумага, мел —  доска), то есть карандаш пишет на бумаге, а мел пишет по доске.

Смысловые ряды:

  1. Дом — крыша, книга— ... (обложка).
  2. Птица — яйцо, растение — ... (семя),
  3. Квадрат — куб, круг — ... (шар).
  4. Хорошо — лучше, медленно—... (медленнее).
  5. Электричество — выключатель, вода — ... (кран).
  6. Одежда — голый, обувь — ... (босой).
  7. Школа — обучение, больница — ... (лечение).
  8. Человек — ребенок, собака — ... (щенок}.
  9. Птица — гнездо, человек— ... (дом)

10. Пальто — пуговицы, ботинок — ..   (шнурок). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Дидактические игры для развития логического мышления и воображения"

В буклете представлены игры, в которые могут поиграть  родители дома с детьми....

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"

Логические игры с конструктором Artec Blocks  способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...

Выступление на педагогическом совете "Развитие логического мышленияу дошкольников в совместной деятельности"

Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления. Несомненно, очень важно развивать представлени...

Родителям на заметку! Воображение у детей дошкольного возраста!

    Воображение – это фантазии, мечты, выдумки, творчество, изобретательность. Оно даёт возможность человеку творить то, что он хочет, не ограничивая какими то рамками. Воображе...

Проект «Блоки Дьенеша как дидактические средства развития логического мышления дошкольников»

Цель проекта.Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.Задачи.Развивать логическое мышление. Развивать представление о мн...