Возьмите ручку в правую руку.
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmite_ruchku_v_pravuyu_ruku.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Возьмите ручку в правую руку.
С чего начинается первый урок по письму в начальной школе?
Учительница говорит: "Покажите мне свою правую руку! Все знают, где правая рука? Вот так. В эту руку вы сейчас по моей команде возьмете ручку..."
И так далее.
Этот момент часто определяет дальнейшую судьбу «пишущего» ребенка — печальную судьбу, если этот ребенок леворукий и писать для него удобнее левой рукой.
Заботливый родитель леворукого ребенка, предвидя подобную ситуацию, заранее поговорит с учителем и выяснит его позицию: готов ли учитель работать с леворуким ребенком? Если нет, если учитель придерживается старых взглядов («Все должны писать правой рукой!», «Ничего! Переучится. Потом спасибо мне скажете!»), это серьезное основание перевести малыша в другой класс: насилие над руками чревато трудностями в становлении навыка письма и тормозит общее развитие ребенка.
Если же учитель проявит понимание, продемонстрирует достаточно высокий уровень психологической грамотности, нужно позаботиться о том, чтобы у ребенка к моменту обучения появились специальные прописи для леворуких.
Однако все это возможно только в том случае, если родитель уверен, что его сын или дочь — леворукий ребенок, если он осведомлен о проблемах леворуких детей.
А это задача воспитателя и психолога, работающих с детьми предшкольного возраста. Помочь ребенку (и родителю) определить ведущую руку очень важно на этапе подготовки к школе. Конечно, большинство упражнений на развитие мелкой моторики рассчитано на обе руки. Более того: и психологи, и опытные педагоги настойчиво советуют развивать именно обе руки дошколенка. Это стимулирует развитие центров разных полушарий, отвечающих за разные способы мышления. Тем не менее важнейший вид деятельности, имеющий непосредственное отношение к письму, — рисование. Именно рисование позволяет наилучшим образом подготовить руку к акту письма. Именно в рисунках появляются печатные (рисованные) буквы (или, как называют их психологи, «иероглифы»).
И если в годы раннего детства мы могли позволять ребенку рисовать любой рукой (даже стимулировали его в подобных экспериментах), то в предшкольном возрасте ребенок должен рисовать ведущей рукой. Иначе она не будет достаточно тренированной, чтобы держать ручку.
А это требует от родителей и педагогов-дошкольников серьезного отношения.
Ведь леворукого ребенка можно и «не заметить».
На первый взгляд это утверждение кажется абсурдным: если он все хватает левой (правой) рукой, значит, левша и есть.
Так — да не так!
Левшество, как оказалось, — довольно сложный феномен. И ребенок может быть бытовым правшой и графическим левшой. Бытовая праворукость может формироваться исподволь, семейными традициями, ориентацией ребенка на образцы, незаметным давлением бабушки и т.п.
А вот в тестовой ситуации, когда от него требуется быстрое и спонтанное выполнение действий, он вдруг начинает активно действовать совершенно другой рукой.
Так что лучше всем малышам в возрасте между пятью и шестью годами пройти обследование на определение ведущей руки.
Это можно поручить психологу детского сада, а можно провести диагностику самостоятельно, используя тест Марьяны Безруких из книги "Обучение письму».
(Тест см. на с. 19.)
Какой рукой писать ребенку?
Тест на определение ведущей руки
(Из книги Марьяны Безруких «Обучение письму»)
Внимание! При проведении тестирования все предметы следует класть строго на середину стола, перед ребенком.
Ведущей при выполнении заданий считается та рука, которой работает ребенок, или та, которая активнее используется при работе двумя руками.
Задание 1. "Нарисуй дом и обведи линии по контуру правой или левой рукой".
Учитывают ровность и четкость штриха, наличие или отсутствие тремора, быстроту, точность копирования (соблюдение пропорций, соотношение, параллельность штрихов), способность не отклоняться от контурной линии.
Задание 2. «Собери 10 счетных палочек (спичек), сложи из них треугольник (квадрат), сложи их а коробку (пенал)»,
Задание 3. «Собери цепочку из 10 канцелярских скрепок».
Задание 4. «Брось мяч в цель (одной рукой)".
Теннисный мяч кладут перед ребенком, цель отмечают мелом на полу или обозначают на стене.
Задание 5. «Попробуй вырезать рисунок (фигуру) правой и левой рукой».
Задание 6. «Нанижи на шнурок несколько пуговиц (на нитку с иголкой — бусины, бисер)».
Задание 7. «Открой крышки у пузырьков или баночек». Вариант задания: отвинти (завинти) шайбу. (Можно использовать детали детского конструктора.)
Задание 8. «Завяжи и развяжи узелки».
Задание 9. «Построй из кубиков или конструктора дом, машину, сложи их определенным образом».
Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу.
Порядковый номер задания | Левая рука | Правая рука | Обе руки |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + |
Если ведущая рука левая, то «+» ставится в графу "Левая рука», если правая — в графу «Правая рука». Если же при выполнении заданий одинаково активно используются и правая и левая руки, то «+» ставится в графу «Обе руки».
Кроме тестирования, необходимо выяснить, есть ли у ребенка леворукие родственники (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки). При наличии семейной леворукости «+» ставится в графе «Левая рука».
Леворуким будет считаться ребенок, у которого в графе «Левая рука» больше шести плюсов.
В том случае, когда эти задания не позволяют определить, какая рука ведущая, предлагаем использовать более сложную серию заданий французской исследовательницы М.Озьяс:
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички (это задание лучше заменить на раскладывание фигур из спичек).
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать, но не предметы на стержень или иголку, а стержень вставлять в отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур,
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5-6 ударов) в кружочке диаметром около 2 см.
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить в колокольчик.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Выпить воду из стакана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для детей с ОВЗ "Возьмемся за руки друзья!"
Сейчас проблема инклюзивного воспитания в детских садах и школах актуальна, поэтому предлагаю всем желающим использовать сценарий этого праздника для формирования у детей дошкольного возраста толерант...
Сценарий праздника для детей с ОВЗ "Возьмемся за руки друзья!"
Сейчас проблема инклюзивного воспитания в детских садах и школах актуальна, поэтому предлагаю всем желающим использовать сценарий этого праздника для формирования у детей дошкольного возраста толерант...
Конспект занятия «Левая и правая рука»
Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.Задачи:- формирование знаний и умений различать лево и право;- развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;- форм...
Среднесрочный познавательный исследовательский ПРОЕКТ «Здравствуй, правая рука!»
Проект направлен на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, используя понятия "Лево", "Право", на листе бумаги....
Игра "Раз-два, правая рука"
Игра для детей.1. Закрепление представлений «право-лево»;2. Развитие координации, скорости реакции, внимания, памяти....
Г. Беседа в рамках реализации проекта "Мир медицинских профессий" на тему: «Медицинская сестра – правая рука доктора».
Для знакомства воспитанников с профессией медицинской сестры проведена беседа: «Медицинская сестра – правая рука доктора»....