статья "Гиперактивные дети в ДОУ"
статья на тему

Попинова Татьяна Николаевна

статья для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_giperaktiv.odt28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок, что делать: рекомендации родителям

В последнее время всё больше родителей обращается к врачам с просьбой «у меня гиперактивный ребёнок, что делать, подскажите?». Ясно, что здоровье малышей для них главное, но порой вид расстройства, как «гиперактивность» по отношению к их малышам незаслуженно. Очень часто его путают с дефицитом внимания или вполне нормальным поведением ребёнка.

Признаки гиперактивности

  • Невнимательность. Несмотря на то что ребёнок очень активен и заинтересован окружающим миром, его внимание поверхностно. При выполнении одного действия он будет всё время отвлекаться на посторонние звуки, движения и прочие раздражители. Поэтому родителям приходится прикладывать очень много усилий для того, чтобы выучить буквы или стишок. Или, к примеру, рисуя, он параллельно будет хватать предметы, которые не нужны для рисования. Из-за трудностей с концентрацией внимания такой малыш обычно рассеян, забывчив и неорганизован.
  • Сверхактивность. Для него просто невыносимо ждать очереди и сидеть на месте длительное время. Он очень много двигается, разговаривает и из-за этого не всегда качественно может выполнить поручения взрослых. Если усадить гиперактивного ребёнка на стул, он всё равно не остановиться. Хотя бы дёргать ногами или ёрзать на стульчике он будет гарантированно. В неподвижности он не выдержит даже несколько минут.
  • Импульсивность. Они несдержанны, проявляют эмоции не задумываясь о последствиях. Руководствуются лишь сиюминутным порывом и желанием. Если что-то у гиперактивного малыша не получается, он тут же расплачется, будет ныть и даже может запищать. Вклиниваются в разговор других, перебивают или задают вопросы, не дослушав на них ответы. Им сложно придерживаться правил, и даже в школе выкрикивают с места, не дождавшись, когда вызовут к доске.
  • Беспокойность сна. Такие детки даже во сне могут дёргаться, постоянно сбрасывать одеяло, ворочаться, разговаривать или вскрикивать. Иногда стараются прижаться к родителям поближе, будто испугались чего-то.

Советы родителям

Как воспитывать гиперактивного ребёнка, когда порой рядом с ним находиться становится сложно? Такие детки требуют очень много внимания, их чрезмерная активность утомляет и нередко раздражает. Наши рекомендации помогут родителям научиться обходиться со своими непоседами и получать удовольствие в процессе воспитания. К тому же согласитесь, сверхактивность малыша намного лучше, чем когда он ничем не интересуется, все время спокоен и апатичен.

Учитывая тот факт, что самим карапузам порой приходится «несладко», необходимо изначально сделать акцент на перефразировании, а именно « как помочь гиперактивному ребёнку». Тогда и родителям станет намного легче. Поэтому важно организовать жизнь малыша таким образом, чтобы свести к минимуму проявления синдрома. Непоседам сложно живётся, родители все время критикуют, ругают и расстраиваются, со сверстниками не выходит наладить отношения. Плюс ко всему что-то постоянно ломается в их руках, падает и разбивается. Перегруженной нервной системе сложно справляться с ежедневным стрессом.

Яндекс.Директ

Рекомендации психологов

  • Помогите ребёнку концентрироваться. Вместо того чтобы ругать за невнимательность, попробуйте помогать ему идти за своим интересом. Только с маленькими остановками, чтобы со временем развить способность задерживаться на одном занятии или предмете. Каждый раз, когда он будет переключаться, спрашивайте о том, что именно отвлекло. Например, «А что ты сейчас увидел?», «Что интересного ещё в этом предмете?», «Какой он на ощупь?»…
  • Научите его прислушиваться к себе. Из-за того, что непоседы часто отвлекаются, они не успевают заметить также свои ощущения и потребности. Помогите им научиться распознавать свои чувства. Почаще задавайте такие вопросы, как: «Тебе нравится эта книжка?», «А что ты сейчас чувствуешь, ты расстроен?», «Ты устал?», «А чтобы тебе сейчас хотелось?»…
  • Учите делать выбор. Порой самим родителям сложно определиться с выбором, а для гиперактивных малышей это порой очень сложная задача. Начинайте с мелочей, к примеру, предоставляя выбор в одежде или еде. Только он должен быть очень ограниченным, к примеру: «Ты какой свитер оденешь, красный или синий?». Таким образом, они, опять-таки, прислушиваются к своим ощущениям, и потом, полагаясь на них, делают выбор.
  • Проявляйте уважение. Гиперактивным детям сложно доверять миру в силу того, что он по отношению к ним критичен и нетерпелив. Дайте ему право чувствовать то, что он чувствует, даже если это злость или обида. Предоставьте возможность не соответствовать вашим ожиданиям. Он другой, и не всегда может правильно, или так, как бы вам хотелось, предъявлять себя миру. И если он ощутит, что его принимают таким, какой он есть, и воспринимают при этом всерьёз — он сможет немного расслабиться. И соответственно стать более спокойным, замедленным и усидчивым.
  • Почаще играйте в подвижные игры. Хоть непоседы и много двигаются, но управляют своим телом не очень хорошо. Поэтому так часто что-то разбивают, падают и врезаются. Подвижные игры помогают развивать координацию, чувствовать границы своего тела. Особо придумывать ничего не нужно, подойдут обычные догонялки, прятки. Поиграйте в крокодила, только пусть ребёнок показывает животных, которые прыгают, ползают, а вы будете угадывать. На улице пусть перепрыгивает через ямки, камешки и лужи, держась за вашу руку.
  • Очень помогают тактильные игры. Таким образом, можно помочь малышу распознавать свои ощущения и развивать мелкую моторику. Подойдёт лепка из пластилина или глины. Надолго неспокойных детишек способен увлечь кинетический песок. Подготовьте место и одежду для рисования пальчиковыми красками. Почаще делайте массаж с игровыми элементами, вспомнив банальный «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…».

Это основные рекомендации, придерживаясь которых вы заметите, как ваше совместное времяпрепровождение станет намного веселее и эффективнее. Что же касается вопроса «как воспитывать гиперактивного ребёнка», то существует целый ряд нюансов, которые помогут организовать продуктивный воспитательный процесс. Ведь даже исследования показывают, что такие детишки хорошо развиты интеллектуально. Необходимо только найти к ним верный подход и научить справляться со своим темпераментом.

Воспитание гиперактивноего ребёнка

  • Обязательно необходим чёткий распорядок дня. Необходимо создавать для них границы и развивать умение придерживаться их. Это поможет им немного научиться контролировать свой внутренний хаос и привносить в него структуру. Для школьников должно быть организовано рабочее пространство. Чёткое разграничение, где играется, а где учится. Это поспособствует тому, что он со временем научится не переключаться на игры, пока делает домашнее задание.
  • Не давайте ему заданий, с которыми он не в силах справится. Он ещё ребёнок и не в состоянии нести полноценную ответственность в домашних делах или в присмотре за младшими братиками и сестричками. Зато невозможность выполнить их качественно приведёт к нежеланию помогать в дальнейшем. Также поспособствует снижению самооценки и своей ценности в семье.
  • Помогите ему поверить в свои силы. Постарайтесь меньше его критиковать и читать ему нотации. Попробуйте обнаружить в нём положительные черты, сильные стороны и умения. И обязательно поделитесь своими открытиями с ним. Это научит его опираться на себя и свои внутренние ресурсы.
  • Почаще используйте поощрение. Оно мотивирует намного больше, чем угроза наказания. Способствует его желанию развиваться, а не делать что-то из чувства страха.
  • Неуёмную энергию гиперактивного малыша используйте ему же на благо. Отведите в какую-то спортивную секцию, отдайте на плаванье или пусть учиться танцевать. Предложите ему варианты, наиболее подходящие к его интересам. Таким образом, он будет оставлять много энергии на тренировке, развиваться и поддерживать здоровье. Со временем сможет наладить отношения с другими детками в группе.
  • Избегайте мест с огромным скоплением людей. Его нервная система не стабильна, не стоит провоцировать её перевозбуждение. Почаще бывайте в парках, выезжайте на природу, свежий воздух и активный отдых помогают малышу чувствовать себя комфортнее и спокойнее.
  • Предоставьте ему больше свободы, не стоит контролировать каждый шаг. Иначе он все время будет пытаться делать наперекор, лишь бы послабить узы вашей «заботы». Если переживаете, что поранится – подойдите к вопросу техники безопасности более серьёзно. Уберите все острые предметы, поставьте блокировку шкафа, где лежат лекарства, отключите бытовые приборы…Таким образом, вы сможете спокойно дать ему возможность побыть самому в комнате без угрозы жизни.
  • Главное — любите своих малышей несмотря ни на что. Цените их, уважайте и будьте благодарны тому, что они есть у вас. Гиперактивные малыши нуждаются прежде всего в вашей поддержке и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....