«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»
консультация (старшая группа) на тему

Ряхина Любовь Анатольевна

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika._razvivaem_rech.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или какимто образом действуем. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.

ПРОГУЛКА

 Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Пошли пальчики гулять. Выпрямить большие пальцы, постучать кончиками пальцев по столу - пальцы «прыгают».

А вторые - догонять. «Прыгают» указательные пальцы.

Третьи пальчики – бегом! «Прыгают» в быстром темпе средние пальцы.

А четвёртые – пешком. Прыгают» в медленном темпе безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал Ритмично касаться стола мизинцами.

И в конце пути упал! Хлопнуть по столу обеими руками ладошками.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

 И головки убирали. Вот так, вот так! И головки убирали! Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.

НА БЛИНЫ

Стала Маша гостей созывать. Хлопать в ладошки.

 И Иван приди, И Степан приди, И Андрей приди, И Матвей приди, И Митрошечка. Поочередно, начиная с большого, покачивать все пальцы, левой руки кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки.

Ну, пожалуйста! Покачать мизинец 4 раза.

 Стала Маша гостей угощать. Хлопать в ладошки.

 И Ивану блин, И Андрею блин, И Степану блин, И Матвею блин, Поочередно, начиная с большого, нажимать на подушечки пальцев левой руки кончиком указательного пальца правой руки.

 А Митрошечке – мятный пряничек. Нажать на мизинец 4 раза. Стала Маша гостей провожать. Хлопать в ладошки.

 Прощай Иван! Прощай Степан! Прощай Андрей! Прощай Матвей! И Митрошечка! Поочерёдно, начиная с большого, загибать пальцы левой руки кончиком указательного пальца правой руки.

ДРУЖБА

Дружат в нашем садике Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Ритмичные касания пальцев обеих рук. Пять, четыре, три, два, раз, Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Мы подружимся сейчас! Руки вниз, встряхиваем кистями.

ПИРОЖКИ.

Я купила масло,

 Сахар и муку,

Полкило изюма,

 Пачку творогу. Загибаем поочерёдно пальчики, перечисляя продукты.

Пирожки пеку, пеку. Имитируем лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду. Ладони вперёд, имитируем движения, подзывающие гостей.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

 Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «И-го-го?»,

Два тигренка: «Р-р-р!» Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

Два быка: «М-у-у-у» Смотри, какие рога. Показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали,

 Наши пальчики устали. Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки. Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.Пальчики «скачут» по столу. Указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные выпрямляем и соединяем.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок. Пальчики «скачут» по столу.

 Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет. Лёгкие движения кистями рук вправо - влево. Вы не бойтесь ветра, зайки, Грозим пальчиком.

 Веселитесь на лужайке! Машем пальцами обеих рук.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём. Плавно поднимаем руки перед собой, встряхнём кистями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь" Выступление в клубе для родителей "Мудрецы"

Значение и необходимость пальчиковой гимнастики для развития речи. Рекомендуемая литература и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

рекомендации для родителей к проведению пальчиковых игр с детьми...

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят,...

"Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь."

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь."...

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят,...

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился....

консультация "Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь".

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь» Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, ...