Как помочь ребенку заговорить
консультация на тему
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4 летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_zagovorit.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку заговорить?
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4 летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений ( в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическим последствием для овладения речью маленьким ребенком. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самая лучшая телепередача или образовательная программа не могут заменить общение родителей со своими детьми! Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.
Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы, по крайней мере, два условия:
— включенность речи в активную деятельность ребенка;
— индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Развитие речи самых маленьких детей зависит от нескольких условий, одним из важных являются: нормальное строение речевого аппарата, постоянное приглашение к разговору и —так давно доказано учеными — уровня развития мелкой моторики, так как центры, отвечающие за ловкость и движение пальцев, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь. Стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.
Обратите внимание, соблюдены ли все эти условия у вашего малыша.
Ваш ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет ее изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно или у него повышенное слюноотделение — это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда ребенка рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:
— Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удерживать его в воздухе. Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок». Очень полезны дудки, свистелки и т.д.
— Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, чтобы он как можно сильнее втягивал щеки.
Упражнение «Усики». Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть подержит во рту соломинку для коктейля, так, чтобы кончики соломинки торчали в стороны, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.
— Имитировать звуки. Малышам нравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов — поезда, машинки, звонков и сирен.
У вашего малыша недостаточная концентрация слухового внимания, он плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана) — постарайтесь привлекать его внимание к каждому звуку и слову. Почаще читайте малышу вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и обратите его внимание на шутку. Побольше разговаривайте с крохой. Озвучивайте свои действия, при этом старайтесь говорить простыми предложениями и употреблять понятные ребенку слова: «сейчас осень», «на улице холодно», «идет дождик», «мы идем на прогулку». Постепенно вовлекайте молчуна в диалог, спрашивайте его: «Что возьмем на прогулку, велосипед или ведерко?». Показывайте ребенку окружающие вещи, называйте их, причем не просто «смотри листок», а «смотри какой зеленый листок», не «дай мне мяч», а «дай мне круглый мяч» и т.п.
У вашего ребенка слабо развита мелкая моторика, он не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у него не получается держать в руках карандаш — помогите ему, научите завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Покажите двухлетке, как лепить фигурки из пластилина и соленого теста, рисовать цветными карандашами, красками и мелками, собирать конструкторы, пирамидки, пазлы, играть в «пальчиковые» игры, перебирать крупу, камешки, песочек, переливать воду из одного стаканчика в другой и т.п.
Когда нужно всерьез начинать беспокоиться?
Специалисты выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двулетнего ребенка:
- Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин"слова" в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука, одному и тому же объекту, например, звук «Ба» должен означать «Бабушка».
- Произносить слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
- Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
- Не понимает и не может ответить на простые вопросы.
- Не может назвать кого из членов семьи.
Если вы обнаружили у своего малыша один или несколько из этих признаков, следует незамедлительно обратиться к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку заговорить
Консультация для родителей...
Как помочь ребенку заговорить.
Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 ле...
Как помочь ребенку заговорить (ранний возраст).
Советы логопеда родителям....
Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку заговорить?
Статья содержит рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речи, а также информацию об основных этапах формирования речи....
Как помочь ребенку заговорить
информация для родителей....
Как помочь ребенку заговорить.
В последнее время дети начинают позно разговаривать. Причин много, но одна из причин скрыта в неправильном общении родителей с ребёнком. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, с чего начать есл...
" Как помочь ребенку заговорить"
Консультация для родителей для первой младшей группы...
- Мне нравится (1)